Слайд 2
Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач
музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее
воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е.знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное-волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки:Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций
Слайд 3
Виды музыкальной деятельности:
1. Слушание–основной вид музыкальной деятельности. Эта
деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной
составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно
произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
2. Пение и песенное творчество -один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)
3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Слайд 4
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на
«нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит
музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Слайд 5
Задачи музыкального воспитания
дошкольников, решаемые воспитателем:
Помощь в процессе
поведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми,
помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкальной деятельности.
Слайд 6
Формы работы
Индивидуальная
Использование музыки на прогулке, гимнастике, занятиях по
изо.
Прослушивание аудиозаписей.
Слайд 7
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с
педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными
игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Слайд 8
Организация музыкально-дидактических игр, развлечений.
Слайд 9
Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как
одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального(художественного) развития
и воспитания ребёнка.
Слайд 10
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Слайд 12
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере
не снижает активности воспитателя. Часто воспитатели допускают следующие ошибки
на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая –при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) –участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах –по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или даваяотдельные указания в пляске, игре)
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
7. Знает приемы кукловождения.
Слайд 13
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные
на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От
компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
Слайд 14
Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:
- увеличение профессиональной компетентности через обогащение
общекультурной, базовой, специальной компетентностей.