Слайд 2
ЛОГОРИТМИКА – ЭТО СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С
ПРОИЗНЕСЕНИЕМ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА НА ФОНЕ МУЗЫКИ.
Логоритмические упражнения в основном проводятся в логопедических группах. Но элементы могут использоваться и в работе со всеми детьми - дошкольниками, например, в системе музыкальных, физкультурных и других занятий.
Слайд 3
ЦЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РИТМИКИ:
преодоление речевого нарушения путем развития
и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Слайд 4
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ:
Слайд 5
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ:
а) укрепление опорно – двигательного аппарата;
б) развитие дыхания, моторных
и сенсорных функций;
в) воспитание чувства равновесия, правильной осанки.
Слайд 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ:
а) формирование двигательных навыков и умений;
б) развитие пространственных
представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;
в) развитие ловкости, силы, выносливости;
г) развитие переключаемости, координации движений.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
а) развитие чувства ритма и способности ощущать
ритмическую выразительность;
б) проявление художественно – творческих способностей;
в) воспитание положительных личностных качеств;
г) формирование организаторских способностей.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
а) исправление нарушенных функций;
б) развитие речевой
функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляторный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала).
Слайд 9
ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РИТМИКИ:
Слайд 12
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия
и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбирают с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и состояния их физического здоровья – возрастных и типологических особенностей.
Слайд 14
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ОБУЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЮ
а)наглядно-зрительные –
показ педагогом образца движений или отдельных двигательных элементов; подражание
образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.)
б)тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельнсть различных средств.
в)наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Словесные методы обращены
к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и осознанно выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
- краткое объяснение новых движений с опрой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка;
- пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
- указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися дошкольниками;
- беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.
Слайд 16
- вопросы занимающемуся до выполнения им движения для
осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах
сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.
- команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;
- образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы – две минуты вызывает у занимающихся дошкольников воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;
- словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Слайд 17
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на
собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Слайд 18
Игровой метод– близкий к игровой деятельности детей дошкольного
возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и
наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный метод – используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально – волевых черт личности дошкольника.
Слайд 19
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Особенности
логопедической ритмики заключаются в том, что она создает:
- благоприятные
условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у детей с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;
- благотворное влияние на боль ных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;
- возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико – двигательных проявлений установить соответствие ритма дошкольника оптимальному биологическому ритму детей его пола и возраста;
- упорядочение и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у ребенка, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражание другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;
- возможность учитывать особенности возраста детей с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а педагоги помогают сделать все эти действия осознанными.
Слайд 20
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ЛОГОРИТМИКИ
В
логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:
развитие, воспитание
и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико – пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности;
развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Слайд 21
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих
функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Слайд 22
ДЫХАТЕЛЬНО – АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
Игры
и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии
и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно – артикуляционный тренинг проводится сначала изолировано, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Слайд 23
ИГРОВОЙ МАССАЖ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Игровой
массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного
напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с использованием различных предметов.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в игру.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И РОЛЕВЫЕ
Речевые игры и ролевые стихи являются
основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Слайд 25
СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
В логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций
используются следующие средства логопедической ритмики:
- водные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
Слайд 26
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
-
пение;
- игру на музыкальных инструментах;
- музыкальную самостоятельную деятельность;
- игровую
деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
- заключительные упражнения.
Слайд 27
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Подготовительная часть
Подготавливает организм к речевой и моторной нагрузке. Включает
различные виды упражнений: ходьба спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега с движением рук или без движений, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.
Основная часть
Упражнения на развитие дыхания, голосовые упражнения, упражнения для четкого проговаривания слогов и гласных звуков. Общеразвивающие упражнения из положения стоя, упражнения для развития речевых. Мимических и онких движений пальцев рук, общеразвивающие упражнения из положения сидя и лежа.
Заключительная
Упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.
Слайд 28
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ
Музицирование
– это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству
в реальном звучании.
Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с вожможностями человеческого голоса. В этот раздел входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
Слайд 29
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Речедвигательные игры
и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи
и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Слайд 30
ДЫХАТЕЛЬНО – АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
Игры и игровые
упражнения этого раздела используются на каждом занятии и является
основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно – артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Слайд 31
ИГРОВОЙ МАССАЖ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Игровой массаж служит для
снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает
игры и игровые упражнения для рук и для рук с использованием различных предметов.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию и т.д.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительностти, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
ИГРОГИМНАСТИКА
Игрогимнастика позволяет чувствовать и
развивать определенные группы мышщ, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
ИГРОРИТМИКА
Игроритмика
– это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально – ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся эвуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниеми). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, кубики и т.п.