Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему УФТЮГСКАЯ (УФТЮЖСКАЯ) РОСПИСЬ

Содержание

       Генеалогию уфтюжской росписи, как и генеалогию весьма схожей с ней ракульской, бытовавшей также на правом берегу Двины чуть выше по течению, принято вести от старообрядческих промыслов - «выродившихся» книжной миниатюры и иконописи. 
УФТЮГСКАЯ  (УФТЮЖСКАЯ) РОСПИСЬ        Генеалогию уфтюжской росписи, как и генеалогию весьма схожей с Уфтюжская роспись, как и родственная ей ракульская, была в первую очередь росписью Верхняя Уфтюга - село, названное по имени реки - небольшого притока Северной Cтарообрядцы в уфтюжских окрестностях появлялись двумя потоками — во время гонений, последовавших Настоящим музеем народного искусства является район Верхней Уфтюги, лишенный большую часть года Когда возник этот промысел - неизвестно, однако в XIX в. он был Для изготовления каждого туеса вырезалось два листа — меньший, «рубашка», для внешней Уфтюжские берестяные туески имеют свою собственную роспись, созданную для бересты, неразрывно связанную Композиционная структура уфтюжской росписиКомпозиционная структура уфтюжской росписи стандартна и повторяет ракульскую. В Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном («котлом», как называли его Композиция росписи всегда одна и та же - это гибкая веточка, несущая Единственная схема композиции, принятая в уфтюжской росписи, представляет собой широко распространенный в Прялки на Уфтюге расписывали те же мастера, что расписывали берестяные туеса и Уфтюгская роспись. Г. Н. Талалова Разнообразна форма уфтюжских прялок. Венчают лопасть прялки 4-5-6 городков, а иногда просто Традиционная композиция уфтюжской прялки - это гибкая веточка, расположенная вертикально или свободно Уфтюжская домовая росписьВ уфтюжской домовой росписи среди диковинных цветов уживались и птицы, В районе бассейна реки Уфтюги избы и интерьеры внутри дома расписывали вятские
Слайды презентации

Слайд 2        
Генеалогию уфтюжской росписи, как и

       Генеалогию уфтюжской росписи, как и генеалогию весьма схожей

генеалогию весьма схожей с ней ракульской, бытовавшей также на

правом берегу Двины чуть выше по течению, принято вести от старообрядческих промыслов - «выродившихся» книжной миниатюры и иконописи.
 


Слайд 3 Уфтюжская роспись, как и родственная ей ракульская, была

Уфтюжская роспись, как и родственная ей ракульская, была в первую очередь

в первую очередь росписью по бересте.
Мотивы росписей, структура

графических изображений создавались специально для берестяных изделий и лишь после адаптировались для росписи прялок.
В то время как сюжеты и композиция прочих северодвинских росписей проделывала обратный путь — с прялок и сундуков на прочие обиходные предметы.


Слайд 4 Верхняя Уфтюга - село, названное по имени реки

Верхняя Уфтюга - село, названное по имени реки - небольшого притока

- небольшого притока Северной Двины, пересыхающего летом.
История и

географическое положение этого региона наложили особый отпечаток на характер торговых и культурных связей, в частности на местную художественную культуру и ремёсла.
Эта самобытная культура связана живыми нитями влияний с культурой Москвы, Сольвычегодска, Великого Устюга, Ростова и Суздаля больше, нежели с культурой Великого Новгорода.


Слайд 5 Cтарообрядцы в уфтюжских окрестностях появлялись двумя потоками —

Cтарообрядцы в уфтюжских окрестностях появлялись двумя потоками — во время гонений,

во время гонений, последовавших сразу после церковной реформы патриарха

Никона во второй половине XVII века (хроники середины XVIII века содержат многочисленные сообщения местных властей об обнаружении в Уфтюжской волости скрытых в тайге населённых старообрядческих скитов и о поимке старообрядцев) и после «выгонок» старообрядцев в середине века XIX-го при Николае I из Выговских и Пинежских скитов, располагавшихся в глухих местностях на востоке нынешней республики Карелия.
Среди старообрядцев, славившихся среди прочего крестьянского населения России высоким уровнем образованности, существовало большое число искусных мастеров —  живописцев и графиков.

Слайд 6 Настоящим музеем народного искусства является район Верхней Уфтюги,

Настоящим музеем народного искусства является район Верхней Уфтюги, лишенный большую часть

лишенный большую часть года общения с внешним миром из-за

полного бездорожья.
Местные крестьянские мастера занимались бондарным делом, мастерили туеса, набирухи.
«Царём» всех уфтюжских берестяных поделок, а также основным продуктом промысла был, разумеется, туес.
Расписывали туеса как на продажу, так и себе на радость, дарили своим родственникам и односельчанам, а весной, во время разлива реки Уфтюги, вниз на Двину отправлялись баржи, наполненные туесами, которые затем продавались на базаре в Архангельске, Вологде, Великом Устюге и Сольвычегодске.

Слайд 7 Когда возник этот промысел - неизвестно, однако в

Когда возник этот промысел - неизвестно, однако в XIX в. он

XIX в. он был широко развит, и росписью туесов

занимались во многих деревнях по реке Уфтюге.
Но крупными центрами уфтюжской росписи считаются деревни Ново-Андреевская и Якшаково.
Работали в одиночку и семьями, позже мастера стали создавать артели.
В настоящее время только отдельные мастера-художники занимаются изготовлением и росписью туесов, коробов и набирух.
Каждый туес имел свой уфтюжский стиль.
Бересту на туеса промышляли в течение всего пары недель в году, в середине лета, когда в берёзах идёт усиленное движение соков и береста легко и податливо снимается с распиленных стволов.



Слайд 8 Для изготовления каждого туеса вырезалось два листа —

Для изготовления каждого туеса вырезалось два листа — меньший, «рубашка», для

меньший, «рубашка», для внешней поверхности, и больший, «сколотень», предварительно 

распаривавшийся в воде для лучшей гибкости, образовавший внутренний слой, по краям загибавшийся на «рубашку» и плотно её обхватывавший.
Края получившегося двухслойного цилиндра заплетались замком-змейкой, в получившееся изделия плотно вбивалось изготовленное из хвойной древесины донышко, и почти уже готовый туес был вполне готов к росписи.
Почти готов, но по непреложному правилу уфтюжских мастеров на изделии изнутри и снаружи, вдоль змеящегося замка, скрепляющего туес, сперва насекались тупым шилом метки мастера-изготовителя, который заготовлял материал, обрабатывал его, собирал туес.
Возможно, эти метки были  своеобразным «знаком качества», возможно, они являлись и своеобразным оберегом, предохранявшим замок, самое уязвимое и хрупкое место туеса, а вместе с замком, и сам туес, и его содержимое от нечистой силы,
Метки представляют собой вертикальные черточки внутри и по обеим сторонам зигзагообразного замка рубашки. Их проводили тупым шилом по линейке. Разновидностей меток много: они различаются и расстояниями между черточками, и порядком расположения.
Современные мастера не помнят, когда начали ставить эти метки, но говорят, что так делали наши деды и нам наказывали. Одинаковые метки были у самого мастера и у членов его семьи. Составив каталог меток, всегда можно установить фамилию мастера.


Слайд 9 Уфтюжские берестяные туески имеют свою собственную роспись, созданную

Уфтюжские берестяные туески имеют свою собственную роспись, созданную для бересты, неразрывно

для бересты, неразрывно связанную с формой изделия и его

материалом.
Характерно для уфтюжской росписи то, что большая часть поверхности остается непокрытой орнаментом и сохраняет красоту материала.
Фон часто подкрашивается тонким слоем краски, цвет его сохраняет теплоту и мягкость бересты. Наиболее распространенный цвет фона туеса - светлый солнечный, оранжево-розовый или красноватый.


Слайд 16 Композиционная структура уфтюжской росписи
Композиционная структура уфтюжской росписи стандартна

Композиционная структура уфтюжской росписиКомпозиционная структура уфтюжской росписи стандартна и повторяет ракульскую.

и повторяет ракульскую.
В центре всегда извилистая длинная ветвь,

унизанная распустившимися разноцветными листьями, а по сторонам от неё располагаются птички-«кутеньки», графически отличные от ракульских и очень похожих на птиц, обычных для более технически сложных и сюжетных росписей противоположного берега Северной Двины — борецкой, пучужской, пермогорской.
 

Слайд 17 Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном

Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном («котлом», как называли

(«котлом», как называли его сами мастера), листья, вырастающие из

ветви, украшаются множеством темных ресничек-прожилок, часто выбегающих за пределы листка.
 

Слайд 18 Композиция росписи всегда одна и та же -

Композиция росписи всегда одна и та же - это гибкая веточка,

это гибкая веточка, несущая легкий цветок (тюльпаны-лилии, "котлы", "лунники",

репей, ромашки), раскинувшиеся опушенные ресничками листья, несколько ягод; птички-"кутеньки" в различных позах: важно расхаживающие, клюющие, охорашивающие перышки, готовящиеся взлететь.
Мастера уфтюжской росписи перенесли эти мотивы  и на прялки.

Слайд 19 Единственная схема композиции, принятая в уфтюжской росписи, представляет

Единственная схема композиции, принятая в уфтюжской росписи, представляет собой широко распространенный

собой широко распространенный в северных росписях сюжет Мирового Древа

— идеальной модели миропорядка, простирающейся от мира дольнего до мира горнего.
Мирового Древа венчаемого Богом-творцом или обиталищем божественных сил, как раз и изображаемом в виде крупного яркого бутона или цветка, служащего древу навершием.
А окружающая дерево пара птичек легко может быть отождествлена с жаворонками или тетерками, служащими одновременно и небесными вестниками и защитниками Мирового Древа.


Слайд 20 Прялки на Уфтюге расписывали те же мастера, что

Прялки на Уфтюге расписывали те же мастера, что расписывали берестяные туеса

расписывали берестяные туеса и коробейки, интерьеры изб.
Каждому мастеру присущ

свой "почерк", хотя в целом сохраняет характерные для уфтюжского стиля особенности.
Прялки предназначались не для продажи, а только исключительно для членов семьи или соседей, отец - дочери, жене, жених - невесте.

Слайд 21 Уфтюгская роспись. Г. Н. Талалова

Уфтюгская роспись. Г. Н. Талалова

Слайд 23 Разнообразна форма уфтюжских прялок.
Венчают лопасть прялки 4-5-6

Разнообразна форма уфтюжских прялок. Венчают лопасть прялки 4-5-6 городков, а иногда

городков, а иногда просто фигурный верх с возвышением посередине.


Лопастка прялки прямоугольная, вытянутая, с зубцами по краям, завершающаяся двумя-четырьмя сережками, переходящими в фигурную ножку.
На одной из прялок - две серёжки в виде трилистника.


Слайд 25 Традиционная композиция уфтюжской прялки - это гибкая веточка,

Традиционная композиция уфтюжской прялки - это гибкая веточка, расположенная вертикально или

расположенная вертикально или свободно лежащая по диагонали лопасти прялки.


Используются мотивы ветвей с крупными листьями, цветами, на ветвях сидят птицы.

Слайд 26 Уфтюжская домовая роспись
В уфтюжской домовой росписи среди диковинных

Уфтюжская домовая росписьВ уфтюжской домовой росписи среди диковинных цветов уживались и

цветов уживались и птицы, и заморские звери. 
На филенках печного

заборья можно встретить изображение льва - "зверины": синий лев с белой гривой расположился по диагонали во всю входную дверь и бросается на тех, кто берется за ручку двери, или небольшие оранжевые львы на красном фоне, вздыбленные по сторонам вазона с цветами, охраняют двери в подпечек - жилище домового.
Выполненные на красно-оранжевом фоне, характерном для Русского Севера, где так мало солнечных дней, росписи служат напоминанием о лете.


Слайд 27 В районе бассейна реки Уфтюги избы и интерьеры

В районе бассейна реки Уфтюги избы и интерьеры внутри дома расписывали

внутри дома расписывали вятские и костромские артели "маляров"-художников, но

чаще всего это были местные художники.
Среди них Портнов И. Ф. и Тарабеев Н. А. из деревень Барановской и Чикурье (1902 г.).
Есть известные фамилии мастеров уфтюжской росписи. Среди них Бестужев Ф. И., Кувакин А. Д., Андреев И. А. 


  • Имя файла: uftyugskaya-uftyuzhskaya-rospis.pptx
  • Количество просмотров: 197
  • Количество скачиваний: 1