Слайд 2
Обряды и праздники оставшиеся в наши дни
Колядки (коледовки, колядные песни)
— календарные обрядовые песни, исполняемые преимущественно в святочный период, во время
ритуальных обходов по домам (коледовании). Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то, большей частью на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).
Слайд 3
Рождественские Колядки
С древности Рождество Христово богато на разные обычаи
и традиции. К ним относятся и зажжение свечи на
подоконнике в ночь на 7 января, и строгий пост до первой звезды в Сочельник, и, естественно же, рождественские колядки.
Петь колядки на Рождество - это одна из интереснейших и веселейших рождественских традиций. Эта ранее языческая Традиция с принятием христианства постепенно превратился в прославление Иисуса Христа. У рождественских колядок нет авторов, они часто литературно неграмотны, однако великолепны по радостной доброте, искренности и своему смысловому строю. Рождественская колядка - это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц ночи, которая принесла Самую Главную, Самую Радостную Весть - о рождении Спасителя мира!
Слайд 4
К сожалению, обряд колядования хоть еще и немного популярен в
народе, но уже успел утратить свой первоначальный смысл. Однако
многие люди продолжают выполнять этот рождественский обряд, поэтому Остров Любви предлагает вам тексты многих рождественских колядок.
Слайд 5
Дед Мороз и Снегурочка
Дед Моро́з — главный сказочный персонаж
на празднике Нового года,восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально вславянской мифологии — олицетворение зимних
морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло всоветское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
Слайд 6
Снегу́рочка (Снегурка, Снежевиночка) — сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его
постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник
между детьми и Дедом Морозом, что функционально соответствует древнегреческим демонам и христианским ангелам. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза).
Слайд 7
Ночь Ивана Купала
Иван Купала – летний народный праздник
языческого происхождения, к которому позже был приурочен христианский праздник
Рождества Иоанна Крестителя, отмечаемый 24 июня (7 июля).
Слайд 8
Праздник носит название Иван Купала увосточных славян, а также в Подляшье иМазовии (Польша).
Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему
ритуальному наполнению. Кроме восточнославянских стран, Иванов день (на англ.), имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе, во многих странах является общенациональным и церковным праздником.
Слайд 9
Праздник Ивана Купалы
Языческий праздник поклонения человека водным стихиям.
Приходится он на время летнего солнцестояния – 24 июня.
В праздничном обряде участвуют две стихии: огонь и вода. Считается, что огонь очищает человека, а вода – омывает, поэтому обязательно разжигаются костры и устраиваются купания.
Слайд 10
Прыжки через костёр
Любимая игра - прыжки через костер.
Считается, что если парень с девушкой не разомкнут рук,
то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. У нас принято мастерить соломенную куклу – Купалу. Мы наряжаем ее в женское платье и украшаем. Но больше всего в этот день мы любим обливаться водой.
Слайд 11
Купальная ночь
По народным поверьям, купальная ночь – таинственное
время: деревья переходят с места на место и разговаривают
между собой, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на шабаш. А еще в полночь цветет волшебный цветок папоротника. Длится это лишь одно мгновение, все вокруг озаряется ярким светом. Тот, кто сумеет поймать это момент и сорвать цветок, приобретает волшебную силу находить клады. Искали также и волшебную разрыв-траву, которая, якобы, разрушала железо и открывала любые замки.
Слайд 12
Масленица
Масленица — славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда
трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в обрядности ряд языческих элементов. Праздник
маркирует в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог католического Карнавала.
Слайд 13
Масленица получила в народе название от того, что в этот
период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в
пищу молочных продуктов (в том числе сливочного масла) и рыбы (сродни «жирному вторнику» иМясопусту). В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
Слайд 14
Обычаи
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости
от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты
народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских — обязательные блин и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники и колодка.
Слайд 15
Троица
Особо почитаемый в народе праздник, отмечаемый на 50-й
день после Пасхи. Троицыну неделю на Руси называли –
«зеленой». Полевые цветы, собранные на Троицу, засушивают и хранят за иконами в красном углу.
Девушки, надев лучшие наряды, отправлялись в березовую рощу, находили молодую красивую березу, завивали ей ветви, украшали их лентами и цветами, водили хороводы, пели песни, восхваляющие березу. Совершался обряд кумления. Пускали по воде венки. Спокойно плывет венок – счастливо сложится, закрутится – расстроится свадьба, потонет – быть беде, умрет кто-нибудь из близких.
Слайд 16
Свадебные обряды
По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно
договорившись с нею о похищении: "Схожахуся на игрища... и
ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены".
Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью.
Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд.
Слайд 17
Рождество христово
Рождество христово— один из главных христианских праздников, установленный
в честь рождения по плоти Иисуса Христаот Девы Марии.
Слайд 18
История появления праздника
В христианской церкви с конца II века вплоть
до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января (по старому стилю).
Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря.
Слайд 19
Происхождение даты Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа
по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов
и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году
Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.