Слайд 2
ТОЧКА ( •)
В древности точка символизировала космогонический
процесс (творение мира), его Начало,
Центр и Первопричину.
Место,
откуда все происходит и куда все возвращается.
Слайд 3
Сакральной точкой является алтарь в храме – это
место таинства.
В древнеегипетском храме – это обелиск, знаменующий рождение
первого луча.
Слайд 4
А позднее - золотая ладья,
в которой происходит
чудо «омоложения» Солнца/Ра.
Слайд 5
Собор Св. Софии Константинопольской. 532-537. Стамбул
Слайд 6
Собор Сан-Марко.
Центральный неф.XI в. Венеция
Собор Св. Софии Константинопольской. Интерьер
Слайд 7
Базилика Св. Петра. 330. Рим. Реконструкция
Слайд 8
Базилика Рождества Христова.
Интерьер. Вифлеем
Слайд 9
В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе
плодородия, умирающего и воскрешающего бога растительности.
Слайд 10
Развертывание точки на плоскости и в пространстве может
принимать разные конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ –
может превратиться в луч солнца, в стрелу, копье.
Божество солнца называли Даждьбогом, Хорсом
Слайд 12
МОКОШЬ – Мать Сыра Земля. Всемогущие боги трепещут
перед ней, ведь в руках у Мокоши, священные нити
судеб. Она прядёт полотно из жизненных нитей.
Слайд 13
Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной,
плодоносящей земли и воды.
Волнообразность движения объединяла в сознании
древних воду, огонь и змея. В результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага.
Слайд 14
Перун Громовержец – грозный бог, покровитель князей и
воинов
Слайд 15
КРУГ
Круг является символом единства, целостности и законченности,
бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.
Слайд 16
Обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с
одной стороны, он конечен (ограниченность той части плоскости, которую
окружность отрезает от пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его, потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.
Слайд 17
Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам
круг связан с женским началом, а его центр –
с мужским.
Женское начало
Мужское начало
Слайд 18
Темная часть круга – это «ИНЬ», женское начало,
а светлая – «ЯНЬ», мужское начало.
Слайд 19
Круг, поделенный на две части, соединяет свет и
тьму, жизнь и смерть, день и ночь, лето и
зиму, их бесконечную смену в природном цикле.
Слайд 20
Во многих культурах Космос представляется в виде шара
и его предметных образов (яйцо, черепаха, диск).
Мадонна со святыми
(Алтарь Монтефельтро). Пьеро Делла Франческа
Слайд 21
Форма ТОНДО
Форма тондо в силу своей идеальности и
абсолютной законченности используется только в период классики
(«Тондо» -
круглые по форме картины или рельеф)
Слайд 23
Мадонна Делла Седиа (Мадонна в кресле)
Рафаэль
Одно из самых
прекрасных изображений Девы Марии с младенцем
Слайд 24
КВАДРАТ
Квадрат – это, прежде всего символ земли.
Квадрат
ассоциировался с понятиями равенства, простоты, единообразия и порядка. Квадрат
ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.
Слайд 25
Обручение Девы Марии. Рафаэль
Композиция состоит из круга (небо)
и квадрата (земля)
Слайд 26
«Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем
из Бари»
Рафаэль
Обратите внимание на то, что изображение Девы Марии
обрамлено не только навесом балдахина, но и сводчатыми стенами на заднем плане
Слайд 27
Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиция
картины и ее символики является «Крещение Христа»
Пьеро Делаа Франческа
Слайд 28
ТРЕУГОЛЬНИК
Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы
и пирамиды – своеобразных лестниц в небо.
Наиболее значимым для
изобразительного искусства является треугольник в квадрате, означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.
Слайд 29
«Святое семейство» Рафаэль
(Когда помимо Мадонны с младенцем в
композиции присутствует Иосиф, объект картины именуется Святым семейством)
Треугольник фигур
хранит божественное дитя
Слайд 30
«Мадонна в скалах»
Треугольной формой-символом виртуозно владел Леонардо да
Винчи
Слайд 31
Мона Лиза (Джаконда)
Устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ
внутренней гармонии
Слайд 33
КРЕСТ
Один из самых наиболее сложных и многозначных символов.
Сама его конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и
низа) указывает на его двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание, прибавление (вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть, инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.
Слайд 35
В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с
Мировым деревом, и с фигурой человека с раскинутыми в
стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»)
Слайд 37
Сошествие во ад (Воскресение). Икона XVI в.
Слайд 38
Поклонение волхвов. Сандро Боттичелли
- Проанализируйте выбранные вами произведения
живописи с точки зрения геометрического кода ?
Святой Марк на
троне в окружении четырех святых. Тициан