Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Аускультация сердца. Механизм возникновения тонов и шумов

Содержание

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:Правила аускультации, механизм происхождения тонов и шумов. Диагностическое значение тонов и шумов.
Аускультация сердца. Механизм возникновения тонов и шумов. ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:Правила аускультации, механизм происхождения тонов и шумов. Диагностическое значение тонов и шумов. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ I. Метод расспроса.II. Физические методы исследования:- Метод осмотра.Метод ПРАВИЛА АУСКУЛЬТАЦИИТихое спокойное помещение.Вертикальное и горизонтальное положение. В положении на левом боку Проекция клапанов и места их выслушивания: ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИ АУСКУЛЬТАЦИИМитральный клапан – на левом бокуАортальный клапан – наклон ТОНЫ СЕРДЦАТОНЫ СЕРДЦА: шумы с физической точки зрения, но производят впечатление единого 1тон – малая пауза - 2 тон – большая пауза1 тон – ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУЧНОСТИ ОБОИХ ТОНОВ СЕРДЦАОслабление. 1. толстая грудная стенка. ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ  1 тона на верхушкеУсиление 1 тона (на верхушке) малый ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 2 тонаГромче у молодых на лег. артерии, у пожилых на ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 2 тонаУсиление 2 тона над лег. артерией /акцент/ Более сильный РАЗДВОЕНИЕ – РАСЩЕПЛЕНИЕ ТОНОВВ зависимости от паузы разделяющей отд. компоненты. Раздвоение 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОНЫ3, 4 тоны – низкочастотные, более тихие, более продолжительные3 тон – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОНЫ4 тон – колебания стенок желудочка при ускоренном изгнании крови из 3-х членные ритмы Ритм галопа появление добавочного тона 3 или 4, (крик 3-х членные ритмы Ритм перепела – появление тона открытия митрального клапана. Резкое PS!Систолические внеклапанные тоныВысокотональный звук = щелчок = кликза 1 тономПатологическое напряжение стенок ШУМЫЗвуковые явления, которые могут быть слышны вместо тонов, сопровождать тоны, возникать вне Систолические Диастолические:- лучше слышен в начале диастолы –протодиастолический- до середины – мезодиастолическийв Виды шумовIIII Виды шумов Иррадиация шума Неорганические /функциональные/- при отсутствии органических изменений клапанов.Органические: изменение створок клапанов или их НЕОРГАНИЧЕСКИЕ =ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕнежные, слабодующиеизменчивыеусиливающиеся в конце выдохаВ большинстве - систолические /кроме- шума Флинта, ВНЕСЕРДЕЧНЫЕ ШУМЫперикардиальные (плотное соприкосновение листков перикарда-сухой перикардит, обезвоживание, почечная недостаточность), экстраперикардиальные (вне ШУМ ТРЕНИЯ ПЕРИКАРДАВыслушивается только над областью сердца.Не иррадиирует.Выслушивается на ограниченном участке (нижняя ОРГАНИЧЕСКИЕ ЭНДОКАРДИАЛЬНЫЕМеста выслушивания шумов – места выслушивания клапанов. Шумы проводят-ся по току АОРТАЛЬНЫЙ СТЕНОЗ: шум изгнания, систолический шум, 2 м/р справа, нарастающе-убывающий, проводится на АОРТАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: голодиастолический, убывающий, эпицентр 2 м/р справа, проводится в точку Боткина-ЭрбаМИТРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕРИСТИКА АУСКУЛЬТАТИВНОЙ КАРТИНЫТоны: определить количество выслушиваемых тонов,характеристика I и II тонов, их Шумы отношение к фазам сердечной деятельности (систолические, протодиастолические, и т.д.), характер (дующий, ВЫСЛУШИВАНИЕ АРТЕРИЙНОРМА: на сонной и подключичной артерии слышно 2 тона в норме. ВЫСЛУШИВАНИЕ СОСУДОВАртериальные шумы – сужение аорты (коарктация аорты, стеноз устья аорты) – Резюме    В лекции представлен порядок аускультации сердца, механизм возникновения ЛИТЕРАТУРАПеркуссия и аускультация /А.А. Ковалевский.-Томск, 1961.-170 с.Пальпация, перкуссия аускультация /А.И. Бушманов, Новосибирск,
Слайды презентации

Слайд 2 ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:
Правила аускультации,
механизм происхождения тонов и шумов.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:Правила аускультации, механизм происхождения тонов и шумов. Диагностическое значение тонов и шумов.


Диагностическое значение тонов и шумов.


Слайд 3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. Метод расспроса.
II. Физические

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ I. Метод расспроса.II. Физические методы исследования:- Метод

методы исследования:
- Метод осмотра.
Метод пальпации.
Метод перкуссии.
- Метод аускультации.
Ш. Дополнительные

методы исследования (инструментальные, лабораторные, параклинические, эндоскопические и др.)

Слайд 4 ПРАВИЛА АУСКУЛЬТАЦИИ
Тихое спокойное помещение.
Вертикальное и горизонтальное положение.
В

ПРАВИЛА АУСКУЛЬТАЦИИТихое спокойное помещение.Вертикальное и горизонтальное положение. В положении на левом

положении на левом боку - сердце ближе прилежит у

грудной клетке и звуковые явления становятся громче.
После физической нагрузки - усиливается кровоток и шумы.
Во время глубокого вдоха и выдоха
Посредственная и непосредственная.
Правила «восьмерки».

Слайд 5 Проекция клапанов и места их выслушивания:

Проекция клапанов и места их выслушивания:     1-клапан

1-клапан лег. ствола

2-клапан аорты 3-митральный клапан 4-трикуспидальный клапан






Слайд 7 ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИ АУСКУЛЬТАЦИИ
Митральный клапан – на левом

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИ АУСКУЛЬТАЦИИМитральный клапан – на левом бокуАортальный клапан –

боку
Аортальный клапан – наклон туловища вперед, коленно-локтевое положение
Шум трения

перикарда – при максимальном вдохе, задержке дыхания

Слайд 8 ТОНЫ СЕРДЦА
ТОНЫ СЕРДЦА: шумы с физической точки зрения,

ТОНЫ СЕРДЦАТОНЫ СЕРДЦА: шумы с физической точки зрения, но производят впечатление

но производят впечатление единого короткого звука.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
1 тон: сокращение предсердий,

захлопывание двустворчатых клапанов, сокращение мышечной стенки, напряжение начальной части аорты и легочной артерии.
2 тон: захлопывание клапанов аорты и лег. артерии + удар крови о замкнутые створки клапанов.


Слайд 9 1тон – малая пауза - 2 тон –

1тон – малая пауза - 2 тон – большая пауза1 тон

большая пауза
1 тон – более продолжителен, более низкий и

более сильный ( на верхушке и основании мечевидного отростка).
1 тон: 1-после большой паузы. 2-совпадает с верх. толчком. 3-почти совпадает с пульсацией на крупных артериях (0,15-0,24 сек.)
2 тон сильнее короче и более высокий, чем первый (во II-м межреберье слева и справа от грудины), после короткой паузы.

Слайд 10 ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУЧНОСТИ ОБОИХ ТОНОВ СЕРДЦА
Ослабление. 1. толстая

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУЧНОСТИ ОБОИХ ТОНОВ СЕРДЦАОслабление. 1. толстая грудная стенка.

грудная стенка.
2. эмфизема легких. 3.

экссудативный перикардит. 4. при резком снижении сократительной способности миокарда.

Усиление. 1. возбуждение сердечной деятельности. 2. тонкая гр. клетка. 3. при плотном прилежании сердца к передней поверхности гр. клетки (пневмосклероз). 4. анемия. 5. тиреотоксикоз.

Слайд 11 ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 1 тона на верхушке
Усиление 1 тона

ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 1 тона на верхушкеУсиление 1 тона (на верхушке) малый

(на верхушке)
малый размах движений створок клапана (митр. стеноз)
быстрое

сокращение недостаточно наполненного кровью левого желудочка (кровопотеря, экстрасистолия)
Ослабление 1 тона
отсутствие периода замкнутых клапанов, неплотное захлопывание створок (митр. недостаточность)
чрезмерное наполнение левого желудочка кровью – удлинение времени сокращения желудочков (аорт. стеноз, аорт. недостаточность)
снижение сократительной способности миокарда (сердечная недостаточность)

Слайд 12 ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 2 тона
Громче у молодых на лег.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 2 тонаГромче у молодых на лег. артерии, у пожилых

артерии, у пожилых на аорте
Усиление 2 тона над аортой

/акцент/
Более сильный удар крови о створки клапана аорты
психическое возбуждение
артериальная гипертензия
гипертрофия левого желудочка, приводящая к увеличению ударного выброса.
Атеросклероз аорты - акцент Битторфа (металлический оттенок)
Ослабление 2 тона над аортой
Разрушение створок аортального клапана, ослабление удара крови о створки клапана аорты
недостаточность клапанов аорты
стеноз клапанов аорты
артериальная гипотензия

Слайд 13 ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 2 тона
Усиление 2 тона над лег.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУЧНОСТИ 2 тонаУсиление 2 тона над лег. артерией /акцент/ Более

артерией /акцент/
Более сильный удар крови о замкнутые створки

клапана легочной артерии
Повышение давления в артериях МКК – легочная гипертензия (митральные пороки сердца, заболевания бронхо-легочной системы)
Ослабление 2 тона над лег. артерией
Разрушение створок клапана лег. артерии

Слайд 14 РАЗДВОЕНИЕ – РАСЩЕПЛЕНИЕ ТОНОВ
В зависимости от паузы разделяющей

РАЗДВОЕНИЕ – РАСЩЕПЛЕНИЕ ТОНОВВ зависимости от паузы разделяющей отд. компоненты. Раздвоение

отд. компоненты.
Раздвоение 1 тона: 1. несовпадение закрытия 2-х

и 3-х ств. клапанов - блокада ножки пучка Гиса,
2. нарушение эластичности стенок аорты – выделение сосудистого компонента.
3. на глубине выдоха – повышение давления в МКК и запаздывание закрытия 2-х ств. клапана по сравн. с 3-х ств.
Раздвоение 2 тона: глубокий вдох, удлинение систолы правого желудочка, митральный стеноз, стеноз легочной артерии

Слайд 15 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОНЫ
3, 4 тоны – низкочастотные, более тихие,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОНЫ3, 4 тоны – низкочастотные, более тихие, более продолжительные3 тон

более продолжительные
3 тон – колебания стенки миокарда при быстром

пассивном наполнении желудочков кровью
В норме у детей
У взрослых - патология: либо «дряблость» миокарда (потеря тоничности и эластично-сти миокарда), либо большой объем крови - «протодиастолический ритм галопа»

Слайд 16 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОНЫ
4 тон – колебания стенок желудочка при

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОНЫ4 тон – колебания стенок желудочка при ускоренном изгнании крови

ускоренном изгнании крови из предсердий /при неполной А-V блокаде/
«пресистолический

ритм галопа»

ТОМК – через 0,06 – 0,12 с
после 2 тона


Слайд 17 3-х членные ритмы
Ритм галопа появление добавочного тона

3-х членные ритмы Ритм галопа появление добавочного тона 3 или 4,

3 или 4, (крик сердца о помощи) при сердечной

недостаточности
протодиастолический ритм галопа – дополнительный тон в начале диастолы (колебания стенок желудочка при их пассивном кровенаполнении = 3 тон)
пресистолический ритм галопа – тон перед систолой (сокращение гипертрофированного предсердия, удлинение промежутка между систолой предсердий и систолой желудочков; вычленение предсердного компонента = 4 тон)
мезодиастолический ритм галопа /суммационный/– дополнительный тон занимает середину диастолы (колебания стенок желудочков при их пассивном кровенаполнении = 3+4 тоны)


Слайд 18 3-х членные ритмы
Ритм перепела – появление тона

3-х членные ритмы Ритм перепела – появление тона открытия митрального клапана.

открытия митрального клапана.
Резкое неполное открытие сросшихся створок митрального

клапана.
Стеноз левого атрио-вентрикулярного отверстия.
__________________________________________
Эмбриокардия – учащение сердечных сокращений + укорочение длинной паузы. При тяжелой сердечной недостаточности.


Слайд 19 PS!
Систолические внеклапанные тоны
Высокотональный звук = щелчок = клик
за

PS!Систолические внеклапанные тоныВысокотональный звук = щелчок = кликза 1 тономПатологическое напряжение

1 тоном
Патологическое напряжение стенок желудочков = стеноз аорты, легочной

артерии
Чрезмерное напряжение хордальных нитей и створок клапанов = пролапс митрального клапана

Слайд 20 ШУМЫ
Звуковые явления, которые могут быть слышны вместо тонов,

ШУМЫЗвуковые явления, которые могут быть слышны вместо тонов, сопровождать тоны, возникать

сопровождать тоны, возникать вне связи с тонами, возникают вследствие

турбулентных потоков крови

ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА:
локализация – эпицентр шума,
проведение – иррадиация шума,
фаза деятельности сердца (систолический, диастолический)
положение наилучшего выслушивания,
частотная-высотная характеристика,
органический, функциональный

Слайд 22
Систолические

Диастолические:
- лучше слышен в начале диастолы –протодиастолический
-

Систолические Диастолические:- лучше слышен в начале диастолы –протодиастолический- до середины –

до середины – мезодиастолический
в конце диастолы – пресистолический
Вся диастола

- голодиастолический



Слайд 23 Виды шумов






I
II
I

Виды шумовIIII

Слайд 24 Виды шумов







Виды шумов

Слайд 25 Иррадиация шума

Иррадиация шума

1. Митральная недостаточность. 2. Митральный стеноз. 3. Аортальная недостаточность. 4. Аортальный стеноз.





4

1


3



2


Слайд 26
Неорганические /функциональные/- при отсутствии органических изменений клапанов.
Органические: изменение

Неорганические /функциональные/- при отсутствии органических изменений клапанов.Органические: изменение створок клапанов или

створок клапанов или их отверстий.
Внутрисердечные = эндокардиальные.
Внесердечные =

перикардиальные, экстраперикардиальные


Слайд 27 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ =ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
нежные, слабодующие
изменчивые
усиливающиеся в конце выдоха
В большинстве -

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ =ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕнежные, слабодующиеизменчивыеусиливающиеся в конце выдохаВ большинстве - систолические /кроме- шума

систолические /кроме- шума Флинта, Грэхема-Стилла/
эпицентр – лег. артерия, исчезают

после нагрузки.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
- функциональные расстройства миокарда, папиллярных мышц.
-относительная недостаточность клапанов
-нарушения скорости кровотока – ускорение тока крови при кровопотери, при лихорадке, тахикардии.

Слайд 28 ВНЕСЕРДЕЧНЫЕ ШУМЫ
перикардиальные (плотное соприкосновение листков перикарда-сухой перикардит, обезвоживание,

ВНЕСЕРДЕЧНЫЕ ШУМЫперикардиальные (плотное соприкосновение листков перикарда-сухой перикардит, обезвоживание, почечная недостаточность), экстраперикардиальные

почечная недостаточность),
экстраперикардиальные (вне сердца, изменения прилежащей к сердцу

плевры),
кардио-пульмональные (шум Потэна) – изменение воздухонаполнения прилежащих к сердцу тканей легкого во время систолы желудочков).


Слайд 29 ШУМ ТРЕНИЯ ПЕРИКАРДА
Выслушивается только над областью сердца.
Не иррадиирует.
Выслушивается

ШУМ ТРЕНИЯ ПЕРИКАРДАВыслушивается только над областью сердца.Не иррадиирует.Выслушивается на ограниченном участке

на ограниченном участке (нижняя часть грудины, абсолютная сердечная тупость,

обл. легочной артерии, вдоль левого края грудины).
Выслушивается во время систолы и диастолы.
Усиливается во время выдоха, иногда глубокого вдоха.
Усиливается при надавливании фонендоскопом.
Усиливается при наклоне туловища вперед.
Не совпадает точно с фазами сердечной деятельности.

Слайд 30 ОРГАНИЧЕСКИЕ ЭНДОКАРДИАЛЬНЫЕ
Места выслушивания шумов – места выслушивания клапанов.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЭНДОКАРДИАЛЬНЫЕМеста выслушивания шумов – места выслушивания клапанов. Шумы проводят-ся по

Шумы проводят-ся по току крови.
Сужение (стеноз) – турбулентные завихре-ния

крови при прохождении через суженое отверстие = низкочастотные – колебания, дрожание.
Недостаточность (неполное закрытие створок) – обратный ток крови = шум регургитации


Слайд 31 АОРТАЛЬНЫЙ СТЕНОЗ: шум изгнания, систолический шум, 2 м/р

АОРТАЛЬНЫЙ СТЕНОЗ: шум изгнания, систолический шум, 2 м/р справа, нарастающе-убывающий, проводится

справа, нарастающе-убывающий, проводится на сосуды шеи, усиливается на корточках
СТЕНОЗ

ЛЕГ. АРТЕРИИ: шум изгнания, систолический шум, 2 м/р слева, нарастающе-убывающий, усиливается на вдохе
МИТРАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: убывающий, лентовидный, систолический, проводится под левую подмышечную область, усиливается в положении на левом боку

Слайд 32 АОРТАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: голодиастолический, убывающий, эпицентр 2 м/р справа,

АОРТАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: голодиастолический, убывающий, эпицентр 2 м/р справа, проводится в точку

проводится в точку Боткина-Эрба
МИТРАЛЬНЫЙ СТЕНОЗ: мезодиастолический, на верхушке, за

ТОМК, с пресистолическим усилением, не проводится («домосед»)

Слайд 33 ХАРАКТЕРИСТИКА АУСКУЛЬТАТИВНОЙ КАРТИНЫ
Тоны:
определить количество выслушиваемых тонов,
характеристика I

ХАРАКТЕРИСТИКА АУСКУЛЬТАТИВНОЙ КАРТИНЫТоны: определить количество выслушиваемых тонов,характеристика I и II тонов,

и II тонов, их сила и ясность (громкие, приглушенные,

глухие), тембр (бархатный, металлический),
частота – темп (тахикардия, брадикардия),
ритм (правильный, неправильный, экстрасистолия, мерцательная аритмия, маятникообразный ритм, эмбриокардия,
раздвоение, расщепление тонов,
ритм галопа, ритм перепела (ТОМК, 3, 4 тоны)

Слайд 34 Шумы
отношение к фазам сердечной деятельности (систолические, протодиастолические,

Шумы отношение к фазам сердечной деятельности (систолические, протодиастолические, и т.д.), характер

и т.д.),
характер (дующий, пилящий, музыкальный и т.д.), сила

(резкий, слабый),
продолжительность, форма (нарастающий, убывающий и т.д.),
тембр (высокий или низкий).
Место максимального выслушивания шумов (эпицентр).
Проводимость шумов.
Изменение характера шумов при перемене положения тела больного и при физической нагрузке (органический, функциональный).
Шум трения перикарда (место выслушивания).
Плевроперикардиальный шум трения.

Слайд 35 ВЫСЛУШИВАНИЕ АРТЕРИЙ
НОРМА: на сонной и подключичной артерии слышно

ВЫСЛУШИВАНИЕ АРТЕРИЙНОРМА: на сонной и подключичной артерии слышно 2 тона в

2 тона в норме. 1 тон колебания стенок артерий

при поступлении ударной волны; 2 тон – проводной – от захлопывания клапанов аорты.
На периферических сосудах – 1 тон при повышении ударного выброса.
Феномен = двойной тон Траубе – 2 тона на артериях ! при поднятых вверх руках. (аортальная недостаточность) 

Слайд 36 ВЫСЛУШИВАНИЕ СОСУДОВ
Артериальные шумы –
сужение аорты (коарктация аорты,

ВЫСЛУШИВАНИЕ СОСУДОВАртериальные шумы – сужение аорты (коарктация аорты, стеноз устья аорты)

стеноз устья аорты) – распространение шума по току крови,


недостаточность аорт. клапанов – надавливание фонедоскопом и сужение просвета артерии – прохождение крови через суженый просвет – 1 комп., 2 компонент - обратный ток крови (двойной шум Виноградова-Дюрозье). Местное расширение артерий (аневризма)
шум волчка – шум на V. Jugularis, усиливающий-ся на вдохе, при анемии

Слайд 37 Резюме
В лекции представлен порядок

Резюме  В лекции представлен порядок аускультации сердца, механизм возникновения тонов

аускультации сердца, механизм возникновения тонов и шумов сердца, изменение

тонов при патологии, виды трехчленных ритмов, показано диагностическое значение изменения тонов сердца. Представлены различные виды шумов сердца и их диагностическое значение.

  • Имя файла: auskultatsiya-serdtsa-mehanizm-vozniknoveniya-tonov-i-shumov.pptx
  • Количество просмотров: 121
  • Количество скачиваний: 0