Слайд 2
Человек никогда не был физически и психически неуязвимым
и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде —
природной и социальной.
Слайд 3
Во все времена существовала определенная часть людей, ослабленных
в силу возрастных и индивидуальных особенностей, имеющих недостатки в
физической, сенсорной, моторной, интеллектуальной сферах, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих.
Слайд 4
На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество
стояло перед необходимостью определять свое отношение к людям, отличающимся
нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ним поступать, взаимодействуя с такими людьми.
Слайд 5
Рассматриваемая часть социума требовала внимания к себе и
из-за своей потребности в помощи, и как источник социальных
юл. Отношение к ним было детерминировано существовавшим в каждом обществе этосом — системой устойчивых представлений о значимых для данного общества ценностях.
Слайд 6
Этос формировался под влиянием экономических, религиозных, нравственно-этических, идеологических
воззрений, бытовавших в данном обществе.
Слайд 7
Вплоть до наступления эпохи Возрождения в систему универсальных
ценностей человек как личность, обладающая самостоятельной значимостью, включен не
был.
Его ценность, его жизнь, свобода и благополучие не измерялись столь высокой мерой, как это делается сейчас.
Слайд 8
Человек древности или античного мира в силу специфики
своего мировоззрения, основанного на мифологии, при необходимости легко расставался
с жизнью, не считая ни ее, ни самого себя высшей ценностью окружающего мира.
Слайд 10
Средневековый человек также не ценил свою жизнь высоко,
рассматривая пребывание на земле как временное, а свою физическую
человеческую сущность — как бренное, не имеющее особой значимости тело, ничтожное и греховное, временный приют (оболочку) на этом свете своей бессмертной души.
Слайд 11
Поэтому физическое уничтожение младенцев, имевших тяжелые физические дефекты,
о котором нам известно из античной и более близкой
к нам истории, не представлялось людям тех времен вопиющей жестокостью и кощунством.
Слайд 12
В разные периоды развития цивилизации представления о физической
и психической неполноценности человека, само их содержание были весьма
различающимися. Чем более высоким становился уровень развития цивилизации, тем все более незначительные нарушения и отклонения оказывались предметом социального внимания, изучения и диагностики.
Слайд 13
Многие столетия назад, когда большинство населения выполняло примитивную
физическую работу, было неграмотно, когда отсутствовало само понятие образования,
а в основе мышления, объясняющего жизнь, лежала мифология, сообщество населения замечало лишь весьма грубые, доступные наблюдению дефекты физического или интеллектуального развития.
Слайд 14
Если человек не претендовал на избыточный социальный продукт,
был в состоянии сам прокормить себя, общественное сознание не
проявляло по отношению к нему агрессивности и нетерпимости.
Слайд 15
В традиционном для Руси благожелательном, почтительном отношении к
юродивым (характерен пример жившего неподалеку от Кремля юродивого Василия
Блаженного, с которым, по преданию, «консультировался» Иван Грозный перед принятием государственных решений), уходящем корнями к дохристианским, языческим верованиям и представлениям.
Василий Блаженный. Барельеф
Иван Грозный
Слайд 16
Наблюдения за жизнью примитивных народов в отдаленных уголках
Земли, до нашего времени сохранивших племенной образ жизни, позволили
ученым-этнографам сделать вывод о том, что восприятие человека с ограниченными возможностями в примитивных (ритуальных) сообществах отличается глубоким своеобразием и не всегда однозначно связано с агрессией и нетерпимостью по отношению к нему (Trommsdorf G., 1987).
Слайд 17
В ритуальном обществе человек с ограниченными возможностями, если
его дефект не был не совместим с жизнью и
он выживал, воспринимался аномальным только тогда, когда общество, в котором он жил, владело объективными приметами, индикаторами этой аномальности. Если их не существовало, то и человек не воспринимался «не таким, как все».
Слайд 18
В то время как в современной европейской культуре
показатели ограничения возможностей ориентированы на научную проверяемость, в древнем
ритуальном обществе существовали свои индикаторы, которые коренились в мифах и религиозных убеждениях. Они признавались «отклонениями», если были различимы для каждого, либо их не выделял никто.
Слайд 19
С усложнением трудовой деятельности и социальной жизни, с
развитием языка и изменением верований, увеличением в человеческих сообществах
количества членов, не способных к добыче или производству пищи и материальных благ, неизбежно усиливалось отчуждение от остальных людей тех, кто обладал сенсорными, интеллектуальными и особенно телесными нарушениями. Не имея возможности участвовать в добывании пищи, они должны были умереть или погибали сами (Басова А.Г., 1965; Феоктистова В.А., 1973; и др.).
Дьячков А. И., 1957
Замский Х.С., 1995
Малофеев Н.Н., 1996
Ярмаченко Н.Д., 1975
Слайд 20
В ритуальных обществах нарушение оценивалось негативно (что влекло
за собой неприятие, отторжение, агрессию), если оно создавало для
членов общества негативные переживания, нарушало установленные ритуалы, сложившиеся убеждения о природе человека, его социальном назначении в рамках данной культуры. Однако такие представления в разных ритуальных сообществах, разных культурах оказывались специфичными. Одинаковая информация о тех или иных дефектах или нарушениях категоризировалась по-разному, и это определялось культурно-ценностными ориентациями, этосом данного сообщества.
Слайд 21
Фокина Лидия Петровна
Так, человек с умственной отсталостью,
исправно выполнявший несложные ритуалы, не нарушавший общепринятых в данном
обществе рамок поведения, никогда не выделялся этим сообществом как нежелательный для него элемент. Наличие в примитивном сообществе простых, доступных для освоения человеком с ограниченными возможностями социальных ниш (например, сборщик кореньев, пастух) позволяло таким людям вписываться в соответствующую культуру и проявлять социально одобряемое поведение.
Слайд 22
Можно предположить, что на ранних этапах развития человечества
дети с физическими и психическими недостатками, если они выживали,
также вовлекались в элементарные трудовые процессы, приучаясь занимать доступную им социальную нишу. Знания и опыт переходили непосредственно от одного поколения к другому, и первыми воспитателями детей выступали родители, передававшие им свои бытовые и трудовые навыки в процессе совместной деятельности .
Басова А.Г., Егоров С.Ф., 1984