Слайд 2
Инновационные технологии
- это принципиально новые способы,
методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата
педагогической деятельности.
«Инноватика –
это не просто новшества, некоторая новизна,
а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
Слайд 3
Определение понятия
«педагогическая технология»
Педагогическая
технология - это комплекс, состоящий из:
некоторого представления планируемых
результатов обучения,
средств диагностики текущего состояния обучаемых,
набора моделей обучения,
критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Слайд 4
Классификация педагогических технологий
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика
сотрудничества.
Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы, как предмета, формирующего человека.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии.
Проблемное обучение.
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов).
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).
Слайд 5
Классификация педагогических технологий
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
учебного процесса:
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
Технология уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова).
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
Технология программированного обучения.
Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).
Групповые технологии.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Слайд 6
Классификация педагогических технологий
4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования
материала:
«Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).
«Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).
Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев).
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович).
5. Частнопредметные педагогические технологии:
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев).
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев).
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин).
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).
Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).
Слайд 7
Классификация педагогических технологий
6.
Альтернативные технологии:
Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер).
Технология свободного труда (С. Френе).
Технология
вероятностного образования (А.М. Лобок).
Технология мастерских.
7. Педагогические технологии авторских школ:
Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).
Модель «Русская школа».
Технология авторской школы самоопределения (А.Н. Тубельский).
Школа – парк (М.А. Балабан).
Агрошкола А.А. Католикова.
Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).
Слайд 8
Классификация педагогических технологий
8.
Природосообразные технологии:
Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир).
Технология саморазвития (М. Монтессори).
9. Технологии развивающего обучения:
Общие основы технологий развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).
Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
Слайд 9
урок-деловая игра
урок-пресс-конференция
урок-соревнование
театрализованный урок
урок-творчество
урок-консультация
урок-аукцион
урок, который ведут школьники
урок-зачет
урок-сомнения
урок-творческий отчет
урок-формула
урок-конкурс
урок-фантазия
урок-"суд« и
т. п.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 10
Технология развития критического мышления Критическое мышление –
направленное
мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку
зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Слайд 11
Критическое мышление
Технологические этапы
Слайд 12
Критическое мышление
Инсерт
При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В
первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем.
Слайд 13
Чтение с остановками
Текст читается дозированно.
После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время
«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Слайд 14
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») –
выделение
смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом
порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Слайд 15
Паутинка ассоциаций к слову.
Суммирующее задание.
Сначала пишите слова
синей ручкой.
После просмотра материала или после обсуждения – ручкой
другого цвета.
Слайд 16
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Педагогическая мастерская
Мастерская — это средство передачи учителем
концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.
Мастерская — одна из основных обучающих и воспитывающих форм, которые применяются «Французской группой нового образования»—добровольным творческим объединением ученых и практиков Франции (ЖФЕН).
Слайд 17
Педагогическая мастерская
Французские учёные считают, что когда мы объясняем,
мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые
знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание.
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
Слайд 18
Педагогическая мастерская
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности
учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии
учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Работа учащихся в группе.
1. ОБОРУДОВАНИЕ:
– общее: карандаши, краски, клей, цветная бумага, ножницы, скотч и др.;
– частное: учебники, тетради, дополнительная литература, материал для рефлексии, карточки каждому или на двоих, листы с информацией, листы контроля, индивидуальные листы, листы для творческой работы, проектные листы, иллюстрации и др.
2. ГРУППА.
РУКОВОДИТЕЛЬ: предоставляет слово каждому, может сам представлять группу может кого-то предложить, организует работу по сбору, обобщению и афишированию информации.
СЕКРЕТАРЬ-ЛЕТОПИСЕЦ: фиксирует общее мнение, выводы группы на проектный лист.
ОПТИМИСТ: все хвалит.
ПЕССИМИСТ: все подвергает критике.
ЭКСПЕДИТОР: подносит информацию, собирает и раздает карточки, книги и др.
Слайд 19
Этапы педагогической мастерской
1-й этап. Индукция («наведение») — создание
эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств,
подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.
2-й этап. Деконструкция — работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хвое—смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.
3-й этап. Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Слайд 20
Этапы педагогической мастерской
4-й этап. Социализация – это соотнесение
учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников
или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
5 этап. Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
6 этап. Проект мастера – учитель может представить свою работу
7-й этап. Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
8-й этап. Рефлексия.
Слайд 21
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех
участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3.
Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Слайд 22
Технология «Аквариум»
Механизм проведения « техники аквариума»:
1.Проблема дискуссии формулируется
заранее;
2.Участники дискуссии делятся на две группы, которые,располагаются в аудитории
по кругу;
3.Члены каждой группы выбирают представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию;
4.Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениям, выработать общую точку зрения.
Слайд 23
5.Представители групп собираются в центре круга и получают
возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники
«аквариума» не могут высказать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
6.Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными членами.
7.»Аквариумное обсуждение» заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
8.После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного диспута».
Слайд 24
Личностно -
ориентированный подход
предполагает:
обязательную опору на знание того, как
обучающиеся выполняют творческие работы;
умеют ли они проверять правильность собственной
работы, корректировать её;
какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
Слайд 25
Традиционное обучение – фундамент инноваций
Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения,
сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.