Слайд 2
Тропы и фигуры речи
Тропы (лексические средства) – обороты
речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном
значении.
Фигуры (синтаксические средства) – необычные, эстетически значимые обороты речи.
Слайд 3
Тропы и лексические средства выразительности
Тропы: сравнение, эпитет, метафора,
метонимия, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, оксюморон.
Лексические средства: стилистически окрашенная
лексика, оценочная лексика, фразеологизмы, термины и профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
Слайд 4
Сравнение
Сравнение – сопоставление двух предметов, лиц, качеств по
сходству. Способы выражения сравнения:
при помощи союзов (И стоит, словно
зеркало, пруд, отражая свои берега (И. Бунин);
при помощи творительного падежа (Уж озимь яркая блеснула изумрудом (П. Греков);
при помощи сравнительной степени прилагательных и наречий (Но когда замираю, смиренная, на груди твоей снега белей… (А. Ахматова).
Слайд 5
Метафора
Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном
значении на основе сходства предметов, явлений.
простая (нос корабля,
утро года);
развернутая (Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким и бросает их размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький)
Слайд 6
Метонимия
Метонимия – это перенос свойств предмета или явления
на другой на основании их смежности:
предмет – материал
(Не то на серебре – на золоте едал. А. Грибоедов);
содержимое – содержащее (Я три тарелки съел);
действие – орудие действия (Его перо любовью дышит. А. Пушкин);
автор – произведение (Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. А. Пушкин);
место – люди (Город шумел. Ю. Олеша)
Слайд 7
Эпитет
Эпитет – художественное определение. Обычно выражается прилагательным (чахоточный
свет луны, бездонное небо).
Эпитеты: 1) метафорические (Октябрь серебристо-ореховый); 2)
метонимические (Белые липы в нашем саду. Белый запах нарциссов).
Слайд 8
Олицетворение
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой свойства человека
переносятся на неодушевленные предметы.
Плачут вербы, шепчут тополя (С. Есенин).
Слайд 9
Гипербола и литота
Гипербола – художественное преувеличение.
В сто сорок
солнц закат пылал
(В. Маяковский)
Литота – художественное преуменьшение (мальчик-с-пальчик)
Слайд 10
Перифраз
Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным
оборотом (невольник чести – А. Пушкин, муза плача и
печали – А. Ахматова).
Общеязыковые: страна восходящего солнца, солнце русской поэзии.
Слайд 11
Фигуры речи
1. Фигуры повтора
2. Фигуры расположения
3. Фигуры повтора
и расположения
4. Фигуры имитации
Слайд 12
Фигуры повтора
Лексический повтор (повтор одного слова, повтор
слов в разных значениях и формах).
И звенят-звенят, звенят-звенят запястья…
(М. Цветаева)
2. Синтаксический повтор (параллелизм).
Он над тучами смеется, он от радости рыдает (М. Горький).
Слайд 13
Фигуры расположения
Инверсия – фигура, состоящая в намеренном нарушении
прямого порядка слов (Роняет лес багряный свой убор).
Градация –
фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц, при котором их смысловая и эмоциональная значимость возрастает или убывает (восходящая и нисходящая градация).
Слайд 14
Градация:
«На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция…
я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по
сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым» (А. Солженицын).
Слайд 15
Фигуры расположения
3. Антитеза – фигура, в основе которой
резкое противопоставление слов, образов, персонажей и т.п.
(Ученье – свет,
а неученье – тьма)
Слайд 16
Например:
«В доме два лифта. Один – слабенький, барахлит,
часто ломается. Другой работал надежно, без перебоев. И вдруг
именно он сломался. Безнадежно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему не выжить… Но он мало-помалу обрел уверенность в себе и заработал бесперебойно.
Закон жизни, оказывается, распространяется и на технику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность – и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать…» (А. Яхонтов)
Слайд 17
Фигуры расположения
4. Парцелляция – это такое расчленение синтаксической
структуры, при котором она воплощается в нескольких фразах, оформленных
как самостоятельные.
Слайд 18
Например:
Сильная (Она разыскала своего глупого Ваську и заставила
поверить. В себя и в него).
Средняя (Слухи действительно пошли.
И самые фантастические).
Слабая (Пришел я домой. Лег и лежу. И ужасно скучаю от огорчения).
Слайд 19
Фигуры расположения
5. Эллипсис – самостоятельно употребляемые предложения особого
типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не
являющегося необходимым для передачи сообщения (Теркин – дальше. Автор – вслед).
Слайд 20
Фигуры расположения
6. ОксЮморон – соединение несоединимых понятий (живой
труп, горячий снег, грустная радость).
Легкомыслие! – Милый грех,
Милый спутник
и враг мой милый!
(М. Цветаева)
Слайд 21
Фигуры расположения и повтора
Анафора – повторение одинаковых начальных
элементов (Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится,
что я больна не вами).
Эпифора – повторение последних слов фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Зеркало (Брат может не быть другом, но друг всегда брат).
Слайд 22
Фигуры имитации
Риторическое восклицание – фигура, в которой в
форме восклицания содержится утверждение («Москва! Как много в этом
звуке для сердца русского слилось!»)
Риторическое обращение («Москва! Люблю тебя, как сын!»)
Слайд 23
Фигуры имитации
3. Риторический вопрос – фигура, в которой
в форме вопроса содержится утверждение («Что ищет он в
стране далекой? Что кинул он в краю родном?»)
4. Вопросно-ответное единство – построение речи одного человека в виде воображаемого диалога.
Слайд 24
Вопросно-ответное единство:
Что такое осень? Это небо, плачущее небо
под ногами (Ю. Шевчук).
Что плохого в пронзительном взгляде? А
все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз (В. Харченко).
Что такое красота? Красота – это…