Слайд 2
Креативность («творческость»)
Можно отнести к общим способностям, так
как она отражает расположенность человека к созданию нового, оригинального
продукта в разных сферах своей деятельности.
Креативность многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости, интегративное свойство личности, связанное с другими ее чертами (инициативностью, находчивостью, независимостью, эмоциональностью и др.).
Слайд 3
Исторический анонс
Тенденция к выделению креативности как специфического вида
способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана
прежде всего с именами известных американских психологов Л. Терстоуна и Дж. Гилфорда.
Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию.
Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениями.
Слайд 4
Исторический анонс
Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с
1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность:
беглость
мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);
фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).
Слайд 5
Исторический анонс
Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим
названием «дивергентное мышление», которое проявляется тогда, когда проблема только
еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы).
Слайд 6
Выводы
Для проявлений креативности нужен достаточно высокий (выше нормы)
уровень умственного развития.
Однако очень высокий уровень интеллектуальности часто
сопровождается снижением креативности, что скорее всего объясняется специфической направленностью личности — на обучение, на узнавание новой информации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку.
Такая направленность на критику и логику в суждениях, как считают многие, может препятствовать генерации новых идей.
Развитие креативности зависит от особенностей культуры, от традиций и ценностей, поддерживаемых обществом.
Слайд 7
Тесты креативности
Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и
его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг.
XX в.
Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности (Divergent Productive tests), измеряли особенности одного из типов мышления, названного Дж. Гилфордом дивергентным.
Было разработано 14 тестов. В первых десяти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних четырех — составить ответ на основе изобразительного содержания.
Слайд 8
Тесты креативности
Примеры вербальных заданий:
Легкость словоупотребления. Напишите слова, содержащие
указанную букву («О»: ноша, горшок, опять...).
Легкость в использовании ассоциаций.
Напишите слова, сходные по значению с данным словом. («Тяжелый»: трудный, веский, суровый...)
Пример изобразительного задания:
Оформление. Контуры общеизвестных объектов необходимо заполнить как можно большим числом деталей этих объектов.
Слайд 9
Тесты Е. Торренса (Топапсе Tests of Creative Thiming
— TTCT).
Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную,
изобразительную и звуковую батарею.
Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление.
Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.
Слайд 10
Тесты Е. Торренса (Топапсе Tests of Creative Thiming
— TTCT).
Вербальный тест, разработанный в 1966 г., предназначен для
детей, начиная с 5 лет, и взрослых. Он состоит из 7 субтестов.
Первые три представляют собой вопросы, относящиеся к одной картинке: испытуемого просят задать как можно больше вопросов к картинке, отгадать как можно больше причин и последствий того, что изображено на ней.
В субтесте 4 следует придумать как можно больше интересных и необычных способов изменения изображенной на картинке игрушки.
В субтесте 5 требуется придумать как можно больше интересных и необычных применений известного в быту предмета (например, пустой коробки).
В задании 6 следует об этом же предмете придумать как можно больше необычных вопросов.
В субтесте 7 требуется представить необычную ситуацию и высказать как можно больше догадок о ее возможных последствиях.
Время выполнения каждого субтеста ограничено.
Тест является групповым и имеет две параллельные формы А и Б.
Основными показателями по тесту являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки.
Слайд 11
Фигурный тест Е. Торренса
Появился в 1966 г.
Его перевод, адаптация и рестандартизация на отечественных испытуемых были
выполнены Е. И. Щеблановой, Н.П. Щербо и Н. Б. Шумаковой.
Он предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Время выполнения каждого субтеста ограничено 10 мин.
Анализ ответов проводится по критериям беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки.
Слайд 12
Фигурный тест Е.Торренса
Субтест 1 «Нарисуйте картинку» требует
от испытуемых наклеить на лист бумаги фигуру неправильной формы,
вырезанную из цветной бумаги, и на ее основе нарисовать любую оригинальную картинку.
В субтесте 2 «Закончи рисунок» следует на основе незаконченных фигурок, изображенных в тестовой тетради, нарисовать необычные сюжетные картинки или предметы.
В субтесте 3 нужно нарисовать как можно больше предметов на основе параллельных линий или кругов.
Слайд 13
Батарея на словесно-звуковое творческое мышление
Состоит из двух
тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.
Первый тест «Звуки
и образы» использует в качестве объекта для узнавания звуки, второй «Звукоподражание и образы» использует звукоподражательные слова, то есть слова, имитирующие естественные звуки (например, напоминающие скрип или треск).
Первый тест состоит из четырех звуковых последовательностей, предъявляемых три раза, второй — из девяти слов, предъявляемых четыре раза.
В обоих тестах после прослушивания звуковой записи испытуемый должен написать, на что он считает похожим каждый звук. Ответы оцениваются только по показателю оригинальности.
В нашей стране эта батарея не использовалась.