Слайд 2
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека,
определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно
удовлетворять свои потребности.
Слайд 3
Современное состояние формирования
мотивации у школьников в системе
музыкального образования.
Деятельность
протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются
сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к обучению, воспитаны чувства долга, ответственности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков и другие мотивы. Но, к сожалению, на сегодняшний день отсутствие этого интереса к учебе и является одной из проблем, заслуживающей особого внимания.
Слайд 4
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных
составляющих учебно-воспитательного процесса.
Все мотивы обучения можно подразделить на
две большие категории.
Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения
музыканта любой специальности.
Слайд 5
Как в условиях работы сельской школы, когда приходится
обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей, заинтересовать, мотивировать
всех?
Ведь в конкурсах и концертах даже районного уровня, не говоря об областных, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые.
А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать
и развить их заинтересованность?
Слайд 6
За время работы сложилась система
внеклассной и внешкольной
деятельности, позволяющая проявить
креативные качества каждому ученику.
Это:
- концерты
класса для родителей, сверстников;
- выступления лучших исполнителей-учеников на мероприятиях школьного и районного уровня;
- участие обучающихся в школьных конкурсах: «Я виртуозом стать хочу» и «Юное дарование»;
- конкурсах зонального и городского уровня: «Юный виртуоз», «Звени, Победы марш!», «Юное дарование»;
- конкурсе окружного уровня «Новые имена»;
- конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровня;
- участие в открытых уроках преподавателя;
- посещение с обучающимися класса концертов ведущих деятелей искусств и культуры.
Слайд 7
Концертная деятельность.
Сценическое выступление учащихся является обязательной частью организации
учебно-воспитательного процесса детской школы искусств. Сценическое выступление позволяет продемонстрировать
уровень владения исполнительскими умениями, а также динамику развития учащихся. Следовательно, подготовка детей к сценическим выступлениям является одной из важных задач музыкального образования учащихся детских школ искусств.
Что дают публичные выступления?
Это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.
Слайд 8
Задача школы – воспитывать счастливых детей,
поскольку
"счастье… – в глубоком переживании
расцвета своих духовных сил
во имя возвышенной
цели –творчества, создающего новый мир”.
(В. Сухомлинский)
Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на награды учащимся и их родителям.
Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.
Слайд 9
Предконцертная подготовка обучающихся
Опыт организации выступлений детей перед слушательской
аудиторией показывает, что выход на сцену вызывают у них
определённые трудности, связанные, как с исполнительской (технической), так и психологической готовностью учащегося к встрече с публикой. Чаще всего сценическое волнение проявляется в необходимости преодоления эмоциональных и физиологических проблем, поэтому подготовка учащихся к сольным выступлениям должна быть направлена на их преодоление и носить планомерный характер.
Не будет преувеличением, если сказать, что подготовка к концертному выступлению начинается с выбора программы. Безусловно, составляя учебный репертуар ученики я, преподаватель учитывает требования программы, ближайшие, наиболее актуальные задачи развития профессиональных качеств своего ученика, его пожелания. Но в репертуаре ученика необходимо уже на втором этапе работы над произведениями отметить те, которые позволят наилучшим образом представить его достижения за отчетный период.
Желательно, чтобы эти произведения нравились ученику, вызывали в нем желание овладеть ими, чтобы на них ярко можно было проявить его лучшие личные качества. Степень технической и художественной сложности этих произведений не должен превышать исполнительские возможности ученика на данном этапе его развития, но, в то же время, было бы полезно, чтобы на выполнении этих произведений можно было продемонстрировать его постепенный профессиональный рост.
Слайд 10
Сценическое состояние исполнителя зависит
не только от стабильности
выученного текста.
Определённую роль в психическом состоянии
исполнителя играет
тип его темперамента,
природная основа которого, остаётся почти
неизменной на протяжении всей жизни.
Темперамент –
это сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, определяющих стиль поведения;
это характерная, для данного человека, совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть, быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой их – с другой.
Слайд 11
Четыре типа высшей нервной деятельности
(реакция людей разного
типа темперамента на смятую шляпу)
Слайд 12
Сангвиник.
Работоспособен, но быстро остывает. Учит быстро, но дорабатывает
с трудом, так как эмоциональная сторона быстро тускнеет. Любит
выступать. На выступлениях легко может соригинальничать в темпах, штрихах. Волнуется от обстоятельств и значимости выступления. Играет скорее ярко, чем глубоко. Замечание воспринимает спокойно, не обижается, но не всегда их учитывает.
Слайд 13
Холерик.
С увлечением играет новую пьесу и играет
«из - под палки», если она ему не нравится.
Волнуется очень сильно. Срывы катастрофичнее, чем у сангвиника. Склонен к ускорению темпов, форсированию звука. Удачное выступление переживает бурно. Причину неудач всегда ищет во вне. Замечание вызывает обиду. Поэтому делать их нужно мягче или на фоне положительных сторон.
Слайд 14
Флегматик.
Уравновешен.Держится солидно. Тугодум. Раскачивается с трудом. Когда
войдет в работу - настойчив и работоспособен. Мало эмоционален.
Динамическую шкалу исполнения расширить трудно. Трудно добиться выразительного исполнения, игры в быстром темпе. Не находчив. Волнуется порой сильно, но играет без срыва, что выучено, одинаково звучит как в классе, так и на сцене. Выступления очень полезны, повышают эмоциональную восприимчивость.
Слайд 15
Меланхолик.
Любые изменения обстановки меланхолика
тревожат.Непривычные отношения к
нему
переживает болезненно. Быстро утомляется.
Мало работоспособен. Впечатлителен и
глубоко
эмоционален. Волнуется даже на уроках. В классе
играет лучше, чем на концерте. От сильного волнения сковывается, теряется. Свои неудачи преувеличивает, переживает их долго и болезненно. Такому учащемуся нужна постоянная тренировка и частые выступления с репертуаром меньшей трудности.
Желательно повторное исполнение одних и тех же пьес.
Слайд 16
Педагог не в состоянии изменить один
тип темперамента
на другой.
Но опираясь на опыт следует отметить,
что
с помощью систематической
тренировки можно снизить отрицательные
проявления волнения и улучшить
положительные.
Работу по воспитанию сценичности следует начинать с самого начала обучения. Именно в детском возрасте происходит интенсивный процесс формирования тех качеств, комплекс которых впоследствии станет основой личности музыканта.
Для возможности влияния на психологическое состояние юного исполнителя педагогу необходимо знать особенности предконцертного, концертного и послеконцертного состояния психики.
Слайд 17
Выделяются 4 фазы концертного состояния:
1-фаза - Предконцертное состояние.
Наступает
с момента известия о дате выступления и по мере
приближения её- всё больше будоражит исполнителя.
2-фраза – «Предстартовая лихорадка».
Возбуждение, суетливость, тревожность(холерики) и апатия, заторможенность (флегматики). Преодолеть это состояние трудно, но возможно, если с помощью педагога и собственного усилия переключить внимание на продумывание плана исполнения: темп, динамика характер.
3-фаза - Кульминационная - само выступление.
Здесь вновь окажет помощь переключение внимания исполнителя, вначале на внешние атрибуты: выход, расположение стула, наличие «своей» подставки. Озабоченность выполнением этих действий помогает создать деловой настрой, отвлечь от тревоги.
Далее—поклон, посадка, продумывание плана исполнения, пропевание начала произведения (для выбора темпа).
4-фаза—Послеконцертное состояние.
Переизбыток эмоций не может прекратиться мгновенно. Это или радостный подъем или недовольство собой. Здесь важна поддержка педагога. Для формирования дальнейшего положительного восприятия концертных выступлений оценка необходима, но она должна быть объективной, тактичной, гибкой, поощряющей. Важно закрепить чувство радости от выступления, потребность приносить радость людям.
Слайд 18
Некоторые приемы и методы, повышающие
психологическую устойчивость музыканта
на сцене.
Распространенная боязнь начинающих –
забыть нотный текст. Здесь рекомендуется
методика
польского пианиста И.Гофмана, которая заключается в мысленном беззвучном проигрывании сочинения по нотам, а затем и без них. Руки, пальцы, корпус совершают игровые движения, а музыка звучит в слуховых представлениях. Если удаётся «сыграть» произведение целиком, боязнь забыть текст уходит, появляется уверенность.
Прием психологической адаптации к условиям концертного выступления.
За несколько дней представить место выступления, чтобы в воображении привыкнуть к условиям, в которых будет проходить выступление. В своей практике я использовала этот приём при подготовке ансамбля учениц второго класса к областному концерту ансамблевой музыки в колледже искусств. Во время репетиции в школе обрисовала зал до деталей: мягкие, голубые кресла, портреты композиторов на стенах, два концертных рояля, множество слушателей.
Слайд 19
Одно из условий снижения боязни сценических выступлений -
это частые выступления. Уверенность придают выступления перед слушателями «низшего»
звена – воспитанниками детских садов, учащимися школ, родственниками, т.е. обкатка программы.
Большую пользу приносит работа с видеокамерой, которая как бы выполняет функцию зала с публикой, заставляет сосредоточиться на качестве исполнения. Отснятый материал обязательно анализируется, устраняются недостатки и вновь следует исполнение с максимальной мобилизацией. Этот прием широко использую в своей практике. После тщательной работы с записью играть становится легче и для себя, и для слушателя, и на сцене.
Рациональны занятия перед выступлением
в различной обстановке, на разных
инструментах. Это способствует развитию быстрой адаптации и уверенности. Периодически занимаемся в разных аудиториях школы.
Слайд 20
Медитативное погружение в звуковую материю (фиксация внимания на
звукоизвлечении).
Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или
оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Этому способствуют следующие упражнения:
- пропевание с инструментом
- пропевание без инструмента (сольфеджио)
- пропевание про себя (мысленно) по нотам
- фиксация внимания на двигательных ощущениях, осознание характера движений, прикосновения.
Исполнение на основе медитативного проигрывания осуществляется в медленном темпе с устранением всех посторонних мыслей, полным контролем каждого звука. Предельная концентрация внимания предполагает погружение в звуковую материю через слуховые ощущения. При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клавише, проверяется свобода движений.
Слайд 21
Приём ролевой подготовки.
Суть приёма—исполнитель входит в образ известного
ему музыканта и играет в его образе т.е. играет
роль человека уверенного в себе.
Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть, как бы, в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, то есть терапией при помощи образа. Волшебная сила воображения, магического "если бы" давно известна людям. Известный отечественный врач — психотерапевт В.А. Райков, внушая своим пациентам, образы великих людей (художников, исполнителей, шахматистов) добивается того, что в состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала.
Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится.
Слайд 22
Приём страховки от ошибок.
Как бы ни было хорошо
выучено произведение, в нем может оказаться не выявленная ошибка.
Для обнаружения возможных ошибок можно рекомендовать несколько приёмов:
- в медленном (среднем) темпе сыграть произведение с завязанными глазами;
- игра с помехами (радио, разговор), в момент исполнения педагог восклицает «ошибка», при этом ученик не должен реагировать на отвлекающие факторы;
- после прыжков, приседаний (20-30) сыграть программу. Учащенное состояние пульса похоже на состояние в момент выхода на сцену.
Выявленные ошибки устраняются проигрыванием в медленном темпе, игра мелкой техники - различными штрихами и ритмическими группами.
Слайд 23
Однозначного рецепта преодоления эстрадного волнения не рискнет дать
никто. Каждый человек—индивидуальность и методы предконцертной подготовки основываются на
его индивидуальных качествах типах темперамента.
Изучая свои сильные, слабые стороны, запоминая ощущения, предшествующие удачным выступлениям, исполнитель может затем сознательно воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями, которые помогают подытожить достигнутое, наметить и уточнить перспективы творческого роста, сделать полезные выводы.
Слайд 24
Список используемой литературы:
1. Алексеев И.
«Эстрадное волнение» Москва, 1987 г.
2. Капустин Ю. «Музыкант -
исполнитель, публика» Лен.,1985 г.
3. Хентова С.»Вопросы исполнительства» Москва,1973 г.
4. Гольденвейзер А. Б. «Вопросы исполнительства» Москва ,1965 г.
5. Саргсян Т.С. «Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта».
Интернет-ресурсы:
6. http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/MusicaAndLife/66844.doc.htm
7. http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/01/21/psikhologicheskaya-podgotovka-k-kontsertnomu