Слайд 2
Отличия христианской антропологии от античной:
1. Иное понимание Божественного
начала. Монотеизм сменил политеизм.
Принцип теоцентризма.
Утверждение идеи творения.
2.
Новое место человека в мирозда-
нии: не часть живого космоса, а
Существо по образу и подобию Бога.
Принцип антропоцентризма.
3. Иной путь духовного развития и
понимания долга. Научиться исполнять волю бога, принять ее как свою.
Волюнтаризм вместо античного интеллектуализма.
Свобода воли человека в рамках божественного
предопределения.
Слайд 3
4. Антагонизм веры и знания. «Верую, ибо это
абсурдно».
Закрытое для рассудка понятно
верующей душе.
5. Новая ориентация познания. Предмет
изучения
не природный мир, а Бог и душа человека. Вместо
естественных наук – религиозная догматика,
истолкование священных текстов.
6. Новая морфология человека. Три части: тело,
душа, дух. Дух – причастность к божественному
посредством веры. Душа в Боге и в теле.
7. Чувства ошибочны. Эмоции пагубны. Проблема
соотношения воли и интеллекта.
Слайд 4
Схоластика как «философствование
в вере» (с VIII века).
Цель
схоластики (от лат. «школьный,
учебный») – обоснование догматов
богословия. Философия
как
«служанка богословия».
Вера должна стать доступной разуму.
Основной метод – комментирование и
интерпретация религиозных текстов.
Синтез католического богословия и
логики Аристотеля.
Слайд 5
Св. Ансельм – «отец схоластики»
«Верую, чтобы понимать».
Познание
на основе логики и диалек-
тики должно применяться в богословии.
Разум
не способен подтвердить истины веры. Задача разума – лишь в том, чтобы обосновать веру, не получить истину, а объяснить ее. Разум свободен и самостоятелен, но только в границах догматов.
Доказательства существования Бога помогают понять самого себя.
Слайд 6
Универсалии – термин схоластов, обозначающий
общие понятия. Что существует
на самом деле –
универсалии или конкретные вещи?
Реалисты («платонисты»)
отстаивали тезис об
объективном существовании общих понятий в
божественном уме. Бог как самая общая
универсалия.
Номиналисты (от лат. «имя») считали, что общие
понятия не существуют самостоятельно, являются
лишь словами, именами, данными людьми.
Слайд 7
ТОМИЗМ – учение Фомы Аквинского
(XIII век):
Тело важно
почти как душа. Спастись
можно и в миру.
Разум должен
служить вере
в познании высшей истины.
Душа – посредник между Творцом и
материальным миром.
Душевная жизнь имеет иерархию по видам
организмов (растительная, животная, человеческая, ангельская) и по функциям (процессам).
Учение об интроспекции.
Психический образ – продукт активности души, а не средство отражения предметного мира.
Слайд 8
Аквинат выделял два вида интеллекта:
пассивный — интеллект, в который
попадает чувственно воспринимаемый образ.
активный — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение
понятия.
три типа мудрости:
божьей Благодати.
богословская — мудрость веры, использующая разум.
метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.
Истины науки и веры не могут противоречить друг другу; между ними гармония.
Пять доказательств существования бога.
Слайд 9
Номиналисты:
Вильям Оккам
Учение о двойной истине: философия,
опирающаяся на логику,
и религия с
опорой на Священное Писание, имеют
разные
предметы исследования
(познание природы и моральная сфера
человека). Они не противопоставлены.
Концепция знакового характера образов: Слово –
знак вещи. Ощущение – знак предмета.
Бритва Оккама: «Не следует множить сущее без
необходимости», «самое простое объяснение – самое верное».
Слайд 10
Пьер Абеляр
Преимущество знаний перед слепой
верой: тот, кто
читает Божественные
тексты и не понимает их, - «осел,
играющий на лире».
Разум не должен опираться на "истины
веры". Он обособляется от веры и
становится ее условием
("понимаю, чтобы верить").
Тезис о моральной ответственности за
поступки. Человек сам вершит свою судьбу. Бог дал все для этого.