Слайд 2
Три социологические макротеории
формационная,
Цивилизационная,
модернизационная.
Под модернизацией в общем
понимается процесс, в результате которого аграрные, традиционные общества преобразуются
в индустриальные, современные.
Слайд 3
Альтернатива коммунистической ориентации
Модернизация - всесторонний процесс, который включает
множество одновременных изменений на различных уровнях общественного организма.
Для
отставших обществ - формы имитации и трансплантации образцов, товаров и технологий из более развитых стран.
Важны коммуникация и контакт между культурами.
Не обязательно начинается с индустриализации; целью может быть ≪осовременивание≫ социальной структуры и распространение новых норм и ценностей через систему образования.
Модернизация может быть описана в терминах расширения человеческих знаний и возможностей людей – увеличения человеческого капитала.
Слайд 4
Этапы эволюции
1) вторая половина 1950-х - первая половина
1960-х гг. – период рождения и быстрого роста модернизационных
исследований в классической версии;
2) конец 1960-х - 1970-е гг. - значительная критика со стороны конкурирующих теорий отсталости (зависимости, зависимого развития; миросистемного анализа И.Валлерстайна (вторая половина 1970-х гг.), марксизма;
3) 1980-е годы - посткритический период: тенденции конвергенции школ модернизации, зависимости и миросистемного анализа;
4) конец 1980-х- 1990-егг. – становление неомодернизационного и постмодернизационного анализа под влиянием трансформаций в странах Центральной и Восточной Европы,ше и Евразии.
Слайд 5
Предпосылки становления
парадигмы модернизации
Циклические теории исторической эволюции и социальных
изменений 1920-1940-х гг. («пессимистические»): О. Шпенглер, В. Парето, П.
Сорокин, А. Тойнби;
Теории ≪массового общества≫ (К. Мангейм и X. Арендт), становление которого связывалось с индустриализацией и демократизацией;
XX век показал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в XX веке феномена «массы» - громадной, неорганизованной, бесструктурной массы озлобленных индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение. Тоталитаризм создаётся сочетанием репрессий и внутреннего самопринуждения людей, «тирании логичности» тоталитарной идеологии. «Банальность зла».
Слайд 6
Модернизационные теории 1950-1960-х гг. - противовес циклическим, стали
отражением социальных, экономических и политических успехов западного общества, которые
также связывали с индустриализацией и урбанизацией.
Марксизм: общество развивается главным образом под воздействием экономических факторов, проходя через идентифицируемую последовательность все более прогрессивных фаз.
Слайд 7
Эволюцонная теория
«Двойная революция» конца XVIII в. - индустриальная
(экономическая) в Великобритании и Великая французская (политическая) => ярлыки
для характеристики ≪старых≫ и ≪новых≫ обществ
Эмиль Дюркгейм: формы социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах = понятия механической (основанной на общих убеждениях и консенсусе и органической солидарности (связи, возникающие в результате дифференциации и специализации в современной экономике; новая сеть профессиональных ассоциаций, связывающих индивидов с государством, появление в этих ассоциациях коллективно создаваемых моральных ограничений эгоизма).
Слайд 8
О. Конт: общество в ходе собственной эволюции становится
более сложным, дифференцированным и специализированным благодаря разделению труда.
Оно ведет
к упрочению социальной солидарности, порождая, однако, новое социальное разделение между классами, а также сферами частной и общественной жизни.
Слайд 9
Особенности
социальные изменения однонаправленны, т.е. человеческое общество движется вдоль
одной линии, от низших уровней к высшим, от примитивного
к развитому, продвинутому государству; судьба социальной эволюции предопределена;
движение к финальной стадии в развитии человечества оценивается положительно и означает прогресс, рост производительных сил, гуманизма и цивилизованности;
социальные изменения характеризуются как медленные, постепенные, а не революционные.
Слайд 10
М. Вебер: традиционный, харизматический и рациональный типы правления
Традиционная модель правления на основе повседневной традиционной практики, неприкосновенной
и освященной, была характерна для аграрного общества.
Эпохи катастроф и бедствий - харизматическое правление.
Индустриальное общество – рациональное правление, основанное на договоренностях между обществом и носителями власти. Концепт рационализации: расчет, измерение и контроль.
Слайд 11
Функционализм: Т.Парсонс
система,
функциональный императив
четыре решающих функции:
а) адаптация
к окружающей среде, потребность соотнесения с окружающей средой при
использовании ее ресурсов (функция выполняется экономической сферой);
б) целедостижение, т.е. постановка задач, стоящих перед системой (за реализацию данной функции ответственно правительство);
в) интеграция (связывание институтов воедино, поддержание внутреннего порядка; данная функция выполняется правовыми и культурно-религиозными институтами);
г) поддержание латентного образца (поддержание и передача ценностей от поколения к поколению, необходимая для выработки достаточной мотивации для выполнения задач; выполняется институтами семьи и образования).
гомеостатическое равновесие,
«типовые перменные»
Слайд 12
«Типовые переменные»
Пять наборов типовых переменных:
аффективностъ VS аффективная нейтральность;
партикуляризм
VS универсализм (следование безличным, абстрактным, всеобщим нормам права и
правилам поведения или предпочтением им конкретных, личных, племенных отношений, вытекающих из конкретной ситуации);
коллективистская ориентация VS индивидуалистская ориентация (достижение интересов индивида или коллектива. Традиционным обществам характерна верность, преданность коллективу: семье, общине);
приписывание) VS достижение (или также качество VS исполнение: оценка людей либо по их поступкам (достижение), либо по их личным качествам, им приписанным (приписка);
некомпетентных людей, иначе он будет ≪выдавлен≫ из бизнеса.
функциональная ≪диффузностъ≫ VS функциональная специализация. В традиционных обществах преобладают функционально диффузные роли.
Слайд 13
Классические модернизационные теории
линейный процесс;
комплексность;
глобальный процесс, который обеспечивается как
распространением современных идей, институтов и технологий из европейского центра
по всему миру, так и эндогенным развитием неевропейских сообществ;
стадиальность: 1) вызов modernity – конфронтация общества, характеризующегося традиционным уровнем знания, с современными идеями и институтами, появление в нем сторонников модернизации, 2) консолидация модернизаторской элиты - переход власти от традиционных к модернизаторским лидерам в процессе революционной борьбы, 3) экономическая и социальная трансформация - экономический рост и социальные изменения; 4) интеграция общества - фаза, на которой экономическая и социальная трансформация продуцирует фундаментальную реорганизацию социальной структуры.
Слайд 14
Три условия
социальной система, способная адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
гибкие социальные структуры, в том числе широкое разделение труда
или структурной дифференциации;
социальный контекст, способный обеспечить навыки и знания
Слайд 15
Опыт только западной цивилизации;
недооценка значимости международной среды;
единая шкала
и игнорирование возможности «недоразвития»
Слайд 16
Критический период (конец 1960-х - 1970-е гг.)
Реализация на
практике в странах ТМ столкнулась с непредвиденными трудностями.
Понятия «развитой»,
«современный», «традиционный», «примитивный» - идеологические ярлыки, используемые для оправдания превосходства Запада
Якобы невозможность альтернативных путей.
Вероятность слома, спада в модернизации, попятного движения.
Традиции и современность совместимы.
Ценность традиций и исторического подхода.
Теория зависимости: «ни задержаться, ни догнать».
Слайд 17
Сторонники теории зависимого развития критиковали школу модернизации за:
1)
универсализм, всеобщие рецепты модернизации, кото-
рые не учитывали реалии стран
ТМ;
2) непонимание того, что слаборазвитость и дуалистическая экономика в развивающемся мире в действительности - порождение
мирового капитализма;
3) неэффективность политики привлечения иностранных инвестиций в развитие стран ТМ (капиталы утекают из отсталых стран в развитые, а наибольшие успехи в модернизации отсталых стран были достигнуты тогда, когда опора на импортный капитал была минимальной;
4) непонимание того, что импортзамещающая индустриализация, которая поощрялась адептами теории модернизации, не затрагивает
систему зависимости и не может покончить и со слаборазвитостью.
Слайд 18
концепции парциальной (или частичной, ≪фрагментированной≫) модернизации.
процесс модернизации
в международном контексте (условий самой частичной модернизации - противостояние
обществ-новаторов и ≪стран-последователей≫);
возможность «застревания» на этапе фрагментарной модернизации.
Слайд 19
Посткритический период возрождения
модернизационных исследований (1980-е гг.)
Процесс развития -
через действие внутренних факторов, таких как культурные ценности и
социальные институты.
Традиция и современность уже не рассматривались как взаимоисключающие концепты; они не только сосуществовали, но и проникали друг в друга и смешивались
Исторический подход.
С.Хантингтон: социальная структура, внешняя среда и культурный контекст. Наличие автономных социальных групп; рыночная экономика, религиозный фактор.
Слайд 20
Три концентрических круга В.Дэйвиса
Внутренний круг воплощает экономику и
экономические ценности.
Средний круг представляет собой ≪иммунитетную баррикаду≫, которую
традиционное общество воздвигает для «предохранения» экономики от развития (эта ≪баррикада≫ включает разнообразные табу, традиционную религию, этику, право, философию, народные верования и т.д.).
Внешний круг включает общество с его ценностями, статусными ролями, властными отношениями.
Слайд 21
Неомодернизационный анализ (конец 1980-х - 1990-е гг.)
Грандиозные изменения
в Азии: БЕЗ усиления социального неравенства и в значительной
степени на основе внутренних ресурсов.
Падение Берлинской стены и распад социалистической системы
= «антитеоретическая революция».
Отказ от трактовки модернизации как единого процесса системной трансформации. Признание возможности различного поведения сегментов конкретного общества в условиях модернизации.
Осознание некорректности интерпретации модернизации как непрерывного процесса, даже если конкретным обществом пройдена стадия ≪взлета≫ (≪take-off≫ в терминологии У. Ростоу).
Слайд 22
пересмотр роли и места традиционного социокультурного и институционального
контекста модернизации, придание ему большего значения в сравнении с
ранними концептуальными схемами;
переход к рассмотрению конкретных ситуаций;
рост внимания к конфликтам в процессе модернизации и влиянию на данный процесс внешних факторов;
инкорпорация в теоретическую модель фактора исторической случайности;
акцент на циклическую природу процесса модернизации
Слайд 24
Истоки. Как соотносятся «первый» и «третий» мир?
Стадии У.Ростоу
Теории
модернизации: преодолеть отставание, выяснив факторы, которые этому мешают.
«Большой скачок»
Концепции
зависимого развития или «периферийного капитализма»
Слайд 25
Мир-системный подход (1970-е – 1990-е гг.)
Современная история:
система
взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами,
культурами, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами),
человеческое сообщество - исторически меняющаяся система,
система связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира
Слайд 26
Междисциплинарная альтернатива
Отрицание противостояния Запада и Востока
Проблемы неравенства и
догоняющего развития
Слайд 27
Источники:
геоистория Ф. Броделя,
«теории зависимости» в версии
А. Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к
марксистским теориям империализма),
неклассическая экономическая теория, включая концепции экономических циклов, особенно работы К. Поланьи, Й. Шумпетера и Н. Кондратьева.
Волновые явления описывают динамику становления и упадка мир-системных гегемоний.
Слайд 28
Андре Гундер ФРАНК (1929-2005)
Только одна мир-Система, возникшая не
менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные
циклы экспансии и консолидации охватившая весь мир.
Древняя по происхождению структура.
В доиндустриальную эпоху период кондратьевских циклов был более длинным, от 200 до 500 лет
Слайд 29
Критерии мир-системы по Франку
всесторонние и длительные торговые связи;
устойчивые
или периодически возобновляющиеся политические связи между определёнными регионами или
народами,
отношения «центр-периферия-хинтерланд»,
отношения и процессы в схеме «гегемония / соперничество»;
общие экономические, политические и, возможно, культурные циклы.
Слайд 31
Мир-системный подход – особая единица (не мир)
= ограниченная
в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц
- со-обществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций, суперэтносов и др.), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экономических, политических, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ
Слайд 32
Центр (ядро)
- зона экономического, военно-политического и культурно-технологического преобладания
в системе.
монополия,
лидер в политико-идеологической сфере,
перераспределяет ресурсы внутри
системы и транслирует на нее свои культурные образцы.
Слайд 33
Периферия
- преимущественно отсталые и отдаленные от центра сообщества
и экономики, в которых преобладают традиционалистские формы производства и
социальной организации
- средоточие основного населения мир-системы, ресурсов, неквалифицированного труда.
- находится в подчиненном и зависимом положении от ядра, подвергается эксплуатации;
- потенциальный источник угроз для центра в период утраты гегемонии.
Слайд 34
Полупериферия
- динамично развивающиеся акторы,
- бывшие лидеры,
утратившие гегемонию.
Выполняет компенсирующую и амортизирующую роль.
Источник инновационных
изменений.
Слайд 35
Главные в динамике
- не стадиальные «способы производства», а
структурные факторы:
отношения центра, периферий и полупериферий;
внутрисистемные фазы
подъема и упадка отдельных регионов или подсистем;
борьба за гегемонию внутри системы между конкурирующими региональными акторами;
степень близости или удаленности конкретного сообщества, региона, экономики или политической структуры от системного ядра.
Слайд 36
Три основных структурных типа социальной организации мир-систем:
1) «мини-системы»
(объединяют примитивные сообщества), основанные на отношениях обмена и культурно-технологической
общности;
2) «мир-империи» - авторитарные политические структуры, построенные на внеэкономическом принуждении (централизованная власть служит взиманию и распределению дани с самостоятельных производящих провинций).
Состоят из «метрополии» (высокоразвитого экспансионистского государства / этноса) и территорий / сообществ, на которые распространяется ее влияние («периферии»).
Имперская (азиатский способ производства) и феодальная формы
Слайд 37
Устойчивость мир-империи определяется эффективностью:
а) территориальной, преимущественно военной, экспансией
с целью захвата территорий со стратегическими ресурсами, их удержания
в борьбе с конкурентами;
б) регулярного сбора дани с провинций;
в) ее перераспределения через централизованную пирамиду власти;
г) утверждения легитимности власти (через распространение массовой религии, морального учения, идеологии);
д) пресечения сепаратизма.
Слайд 38
3) «мир-экономики» - обширные горизонтальные цепи из сообществ
и структур, включенных в отношения производства, обмена и регионального
разделения труда.
Неравный обмен в условиях политической децентрализации.
Подлинная мир-система - только после 1500 г.
Освобождение экономики от диктата политической власти. Нет социальных препятствий для экспансии, расширения производства.
Слайд 39
Основывается на а) территориальном разделении труда и б)
гегемонии определенной страны, взаимодействии «статусных групп» и «классов»
Вокруг –
«внешние арены»
Национальные государства вторичны. Главное – единство мир-системы.
Понятий «прогресс» и «развитие» нет.
Нет и антагонистических классов («буржуазия – пролетариат», «феодалы – крестьянство»).
Капиталистическая мир-экономика могла возникнуть где угодно, не обязательно в Европе.
Отрицание буржуазных революций: не было базисных экономических или политических трансформаций! Идеологическая суперстуруктура догоняла экономический базис («отвлечение»)
Слайд 40
Эволюция КМЭ с XVII века
территориальное расширение (периферизация подчиняемых внешних арен),
борьба за гегемонию в ядре
Соответствие
экономическим циклам - за периодом экспансии (А-фаза) следовал период
застоя (Б-фаза).
Периоды расширения: 1620-1660 гг.,1750-1815 гг.,1880-1900 гг.
Кризисные периоды "войн за гегемонию" (1618-1648 гг.,1792-1815 гг.,1914-1945 гг. - каждый раз порядка 30 лет.
В начале XX века система достигла пределов экспансии => мировая война и экономический кризис, тоталитаризм.
Современная глобальная капиталистическая мир-экономика - после 1945 г.
Слайд 41
В XVI веке в состав КМЭ входит большая часть Европы
(кроме России и Турции) и Иберийская ( испанская и
португальская) Америка.
В XVII веке включаются Северная Америка и Карибы.
В XVIII веке - Россия, Турция, Индия, побережье Западной Африки.
Во второй половине XIX века - остальная Азия, Африка и Океания
Слайд 42
В первую очередь - близкие и политически слабые
«внешние арены» (Восточная Европа).
Отдалённые, но слабые Америка и
Карибы включаются быстрее, чем близкая, но сильная Османская империя.
Ещё более сильная Россия включается в качестве полупериферии, а не периферии.
Основа – технологическое превосходство. Следствие – переориентация на внешний рынок, политические и культурные изменения в соответствии со стандартами КМЭ.
Пока сохранялась возможность экстенсивного роста КМЭ, шел процесс колонизации. В XX веке КМЭ, пережив кризис, пришел к новой форме отношений ядра и периферии - неоколониализму.
Слайд 43
Где «реальный социализм»?
Первое столкновение российского мира-империи и КМЭ
- Ливонские войны.
Периферийное положение в мире-экономике несовместимо с существованием
сильного государства.
Россия интегрирована как полупериферия.
Время между правлениями Екатерины II и Александра II - ухудшение условий обмена между Россией и ядром КМЭ => отмена крепостного права.
По Валлерстейну, революция ничего изменила только социально-политическую систему, но не место России в КМЭ. Любая эксплуатация – капиталистическая.
CCCР - полупериферия КМЭ. Одновременно он - вторая сверхдержава?? Он находился в конфликте со всем ядром, а не только Германией. СССР транслировал на свою периферию влияние центра? Втягивался постепенно в зависимость от КМЭ.
Из КМЭ можно выйти (КНДР, Куба…)
Слайд 44
«Мировые безработные», лишние для функционирования самого мощного треугольника
накопления капитала.
«Нет перспективы ни в качестве рабочей силы,
ни в качестве потребителей»
6/7населения мира к 1945 г. жили хуже, чем их предки до вхождения в КМЭ
Неизбежно оформление сил, стремящихся разрушить КМЭ
Слайд 45
Для КМЭ существовала задача не только внешней экспансии,
но и внутренней - интеграции трудящихся в свою политическую
систему. Она решалась с помощью либеральной идеологии.
Интеграция рабочего класса ядра в политическую систему капитализма: всеобщее избирательное право (лишь минимальные изменения государственных институтов); передача рабочим части прибавочного продукта,
Цель была достигнута - рабочий класс ядра утратил революционность.
По Валлерстейну, борьбы не было («отвлечение буржуазией»)
Слайд 46
После первой мировой войны - идеологическая интеграция трудящихся
полупериферии и периферии.
Средства - продолжение прежних: “самоопределение наций”
как всеобщее избирательное право в масштабе КМЭ и “национальное развитие” как повышение благосостояния.
Валлерстайн проигнорировал существование фашизма (национал-социализма)
Слайд 47
Капитализм ведёт к абсолютному, а не только относительному обнищанию большинства. “Великая иллюзия
теорий модернизации состояла в обещании сделать всю систему ядром,
без периферий».
Исчезновение резкой поляризации в странах ядра, выдаваемое апологетами системы за преодоление противоречий капитализма, - лишь следствие усиления поляризации в масштабе КМЭ
«Исчерпание» идеологии либерализма.
Слайд 48
После 1968 года - осознание необходимости борьбы с
КМЭ не на национальном, а на мировом уровне и
возникновение “нового левого” движения,
Ослабление культурно-психологической власти Запада над Востоком, “большинства” - над меньшинствами, капитала - над трудом, государства - над гражданским обществом.)
Объявленное Валлерстайном “преодоление разделения социальной реальности на политику, экономику и культуру” = сведение политики и экономики к культуре
Слайд 49
Период мирного развития КМЭ окончен. Дальше – опора
на военную силу (война в Персидском заливе 1991 года).
В будущем - три варианта борьбы периферии против центра: светский милитаризм Хусейна, религиозный фундаментализм Хомейни и массовая миграция жителей Юга на Север
Слайд 50
Заслуга Валлерстейна – видение развития мира-системы как целого, а не суммы
развитий отдельных стран или цивилизаций.
Одни и те же
процессы принесли одним народам богатство, другим – нищету, и без одного не было бы другого.
Мир-системный подход открывает путь к пониманию развития как противоречивого процесса.
По мере того, как его система в целом становится все более товарной, уменьшается его способность к неравному распределению и, следовательно, к накоплению капиталов, так как исчезает различие между центром и периферией
Слайд 52
Пять тезисов Самира Амина
1) Развитие не означает расширение
капиталистического рынка. В принципе это идеологическая концепция, и нынешнее
ее понимание выгодно капиталистическим правителям. Однако и многие их противники тоже разделяют этот взгляд, считая, что прогресс должен заключаться в том, что отстающие страны ("развивающиеся") должны войти в это сообщество. Пределы таких стремлений уже сейчас совершенно очевидны, как несомненна и нереализуемость такой модели.
2) Новые условия, сложившиеся в конце XX – начале XXI века, несут в себе вызов человечеству. И ему пытаются противостоять альтерглобалисты. Это противостояние не должно сводиться к требованиям какого-то улучшения существующего порядка вещей. Борьба должна идти во всех сферах: духовной, политической, правительственной.
3) Хотя империализм существует уже второе столетие, сейчас он вступил в качественно новое состояние. В XIX веке и даже ранее, в Новое время, существовало несколько центров империализма, и реально капитализм, каким он был в жизни, а не в учебниках, - результат борьбы этих центров, а также классовой борьбы внутри них и угнетенных стран против них.
Теперь единый империалистический центр – Западная Европа (к западу от Польши), США, Япония – управляет миром безо всякого участия периферии. Они монополизировали технологические ресурсы, доступы к сырью и т. п.