Слайд 2
Общий взгляд
Византийская империя образовалась при распаде Римской империи
Просуществовала
тысячелетие — с 395 по 1453 г.
Столица Византии–
Константинополь
Явилась прямой наследницей эллино-римской культуры
Вплоть до XIII-XIV вв. была самой «читающей» страной средневековой Европы.
Слайд 3
Особенности педагогической мысли Византии
Слайд 4
Формировалась на разнородной этнической основе
Доминировал греческий этнос, так
что культура и воспитание прежде всего были греко-язычными
Педагогическая мысль
Византии следовала одновременно и античной, и христианской традициям
Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианским православным мировоззрением
Слайд 5
Наиболее яркие особенности:
На получение образования социальных ограничений не
существовало. Школы имели право посещать все, кто мог и
хотел учиться
Высокий социальный статус образованных людей
Наличие образования было непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений
Слайд 6
* В Византии, в отличие от большинства средневековых
государств (особенно в ранний период их развития), отсутствовала монополия
церкви на образование
* Но в отличие от античной традиции, религия занимала ведущее место в школьном обучении и воспитании. Учебный день школяра начинался с молитв.
Слайд 7
Этапы просвещения и педагогической мысли Византии:
1. Этап IV-IX
вв. - воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной
образованности.
2. Этап IX-XII вв. - наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959):
были открыты новые учебные заведения
появились различные труды энциклопедического содержания
3. Этап XIII-XV вв. - просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.
Слайд 8
Система воспитания и образования
Традиционно важную роль играло домашнее
обучение и воспитание.
Для основной массы населения это был
способ получить начальное христианское воспитание.
Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету.
Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. Мальчики 5-7 лет приобретали его под присмотром учителя-наставника.
В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".
Слайд 9
Система образования
состояла из трех ступеней:
1) элементарной
2)
средней
3) высшей
Слайд 10
Элементарное обучение
Существовало фактически повсеместно.
Начиналось в 5-7-летнем
возрасте и длилось 2-3 года.
В программах и методах
обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучали букво-слагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух.
Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло.
В программу школ грамоты входило также церковное пение.
Нерадивых школяров наказывали розгами.
Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.
Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием.
Слайд 11
Средняя ступень образования
Образование выше начального давали грамматические школы.
Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными).
В Константинополе к IX-XI вв. насчитывалось до десяти подобных учебных заведений.
Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию.
Обучались дети начиная с 10-12 лет до 16-17-летнего возраста, т. е. 5-6 лет.
До первой трети X в. в каждой школе обычно был один учитель. Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов.
Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Заработки были довольно скромными.
Слайд 12
Средняя ступень образования
(продолжение)
Постепенно структура средних школ стала более
сложной.
В школе работали уже группы преподавателей. Их деятельность
санкционировалась представителями императорской власти.
Все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе.
Школьная программа представляла собой вариант программы "семи свободных искусств" и состояла из двух четвериц.
В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика.
Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Среди методов обучения были популярны состязания школьников, в частности, в риторике.
Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Школьники изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X в.
Из программ исключили латынь и все, что было связано с "варварским" Западом.
Учащимся следовало много читать. Литература была важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру следовало самому разыскивать нужные книги. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.
Слайд 13
Высшие учебные заведения
Являлись венцом образовательной системы.
Имели определенную специализацию:
В
Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики,
В
Бейруте - на изучении права
В Александрии -на изучении философии, филологии и медицины.
В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от лат. audire - слушать). С IX в. ее стали именовали Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении у императора; никакого самоуправления не существовало. Преподаватели считались государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. Среди них были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.
В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии.
Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования.
Слайд 14
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
Слайд 15
Роль Византии в развитии педагогических традиций:
Оказала огромное культурное
воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы.
Служила
для остального мира «мостом», соединившим Античность и Средневековье.
Образование и воспитание в Западной Европе невозможно без учета византийского влияния.
В XIII-XIV вв. важным передаточным звеном византийского влияния сделались европейские университетские центры.
Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая с XIV в. стала знаменем эпохи Возрождения.
Труды византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы ("Шестоднев" Василия Кесарийского, "Источник знания" Иоанна Дамаскина).
Византийцы Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) создали славянскую письменность.
В Славянском мире особым вниманием пользовались труды Иоанна Дамаскина.
В русскую культуру вошли педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и др.