Слайд 2
НАЗАРЕТ - город в Израиле. Назарет не упоминается
в Ветхом Завете, впервые его название встречается в Евангелиях.
Главная из христианских святынь города — церковь Благовещения, построенная вокруг грота, где, по преданию, архангел Гавриил явился Деве Марии (мозаичные полы в гроте 5-6 вв., фундамент относится ко временам крестоносцев, современная церковь 1730-1966);
Подземная часовня и алтарь в церкви Благовещения. Назарет.
Слайд 3
Родилась Пресвятая Богородица 21 сентября
Слайд 4
Тициан. Представление Девы Марии у храма.
Слайд 5
Леонардо да Винчи «Благовещение»
Слайд 6
«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430—1432, Прадо.
На заднем
плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и
Еву после грехопадения, (от результатов которого будет спасать человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»
Слайд 7
«Благовещение».
Сандро Боттичелли.
1489—1490.
Уффици, Флоренция
Слайд 8
Новгородская иконописная школа. «Устюжское» Благовещение. Середина 12 века.
Слайд 9
Владимиро-суздальская школа. Благовещение. Икона из Покровского монастыря в
Суздале. Вторая половина 15 века. Собрание Владимиро-суздальского музея-заповедника.
Слайд 10
Основные атрибуты
лилия — символ непорочности Девы Марии и
чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке
Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.
прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. Изображалась в руке Марии, служанки или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги.
райская ветвь в руке архангела Гавриила как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.
колодец — символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.
кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).
ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).
Слайд 13
Оранта
«Орантами» называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе.
Богоматерь Оранта представляется с воздетыми вверх руками.
Слайд 14
Оранта Ярославская
Подлинной Владычицей мира предстает Богородица в
«Ярославской Оранте». Словно изваянный, наполненный блистающим светом, величав в
своей совершенной красоте ее лик. Величава и стройна ее фигура, торжественно подняты в молении ее руки. Широко распахнутые, они как бы осеняют весь мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, в котором запечатлен Младенец. Так же светоносно сияют два других золотых диска с изображениями Святых Архангелов Михаила и Гавриила – предводители небесного архангельского мира.
Слайд 15
Одигитрия
Дева Мария представлена с Младенцем, который держит в
одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери
и Младенца – строгие, их головы не касаются друг друга. Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление. Вот почему Богородица получила название “Одигитрии”, т.е. “Путеводительницы”.
Слайд 17
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская- Самая почитаемая икона, посвященная Богоматери
на Руси. Она держит младенца Иисуса на руках и,
наклонившись к нему, прижимается щекой к его щечке. С этой иконой связаны многие легенды:
Во время монголо-татарского ига она помогала русским войскам в борьбе с захватчиками.
Благородный лик «радости святой печали»
На Русской земле эта икона стала одной из самых известных и чудодейственных.
Слайд 18
В деисусном чине иконостасов Богородица обычно изображается в
рост, в длинном мафории (плаще), с покрытой головой. Фигура
повернута налево к Христу, помещенному в центре, руки протянуты к Господу:
Мария просит Сына за род человеческий.
Деисусное
изображение
Слайд 19
Определите тип изображения Богоматери:
1.
6.
3.
5.
4.
2.
Слайд 22
Сикстинская мадонна
Фигура Мадонны выглядит величественнее чем на других
полотнах Рафаэля , посвящённых Матери Иисуса. Это единственный случай,
когда Мадонна изображена художником в полный рост и почти в натуральную величину.
Слева- коленопреклоненная фигура святого Сикста, благоговейно взирает на образ Матери с младенцем.
Справа мы видим образ святой Варвары, взгляд которой устремлён вниз, на ангелочков.
Маленькие ангелочки вносят в картину нотку озорства и непринуждённости. Считается , что ангелочки опираются на крышку гроба Юрия III, тиара которого расположена в левом нижнем углу картины.
Слайд 23
Более известны совершенные по красоте образы Мадонны. Рафаэль
создал более 20 картин с изображением Мадонны. Образы Богоматери
светлы и лиричны, но он умел передать своим творениям и драматическую напряженность.
Мадонна де Фолиньо
Слайд 24
Празднование Благовещения
«В Благовещеньев день - птица гнезда не
завивает, девица косы не заплетает".
Слайд 25
В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата
начала весны. У восточных славян широкое распространение получили представления
о годовом цикле земли, в частности о том, что, начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта», она «спит» и т. п., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть, копать, вбивать в землю колья, пахать и сеять.
К тому, что дремлет в земле в течение зимы и выходит наружу лишь на Благовещение, относят гадов, насекомых, корни растений и пр., а также дождевую влагу, поэтому нарушение запрета трогать землю до ее «открытия» чревато летней засухой.
Завершение периода «сна» земли на Благовещение описывается в фольклорных поверьях: ее «пробуждение, открытие, отмыкание, возрождение» и подобное, сопряженное по времени с ее благословением Богом. Вслед за этим на Благовещение на земле появляются змеи, лягушки, насекомые, пробуждаются пчелы в ульях и звери в лесу. «Открытие» земли влечет за собой разрешение на ее обработку: начинаются пахота и сев.
Слайд 26
К Благовещению приурочены обряды встречи весны.
Весна, ты,
весна, что ты нам принесла?
— Одно угодье — воды половодье,
Другое угодье — соху с бороною,
Третье угодье — коня вороного.
Весна красна, что ты нам принесла?
Принесла три корысти-радости:
Одна радость — пастушить,
Друга радость — пахарить,
А третья — бортничать.
Весна красна, на чем пришла?
— На кнутику,
На хомутику,
На ржаном снопу,
На овсяном колоску.
Иногда одновременно с пением жгли костры — таким способом «палили зиму» или «грели весну».
Слайд 27
Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и
нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали
через огонь и окуривали одежду. Сербы, чтобы предохранить скот от эпидемий, на Благовещение прогоняли скот между двух костров; в канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый, «живой», огонь.