Слайд 2
Мораль
Мораль- один из основных способов нормативной регуляции действий
человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации
и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.
Слайд 3
Возникновение
О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя
говорить в том же смысле, в каком говорят о
возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни.
Слайд 4
Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени,
но присуща ему, в той или иной форме, на
всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений.
Слайд 5
В этом смысле мораль предшествует познанию и часто
является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в
области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей.
Слайд 6
Происхождение
Создавая концепцию природы, сущности, происхождения и развития морали,
исследователь этики ориентируется на определенную модель развития общества, которая
не всегда согласуется с существующей моралью и законами ее развития, хотя и не может их игнорировать.
Слайд 7
Мораль имеет не только историю, но и предысторию
,которую часто рассматривают как особую форму существования морали.
Слайд 8
Принято считать, что мораль возникла в родовом обществе
эпохи матриархата. Материнский родовой строй пришелся на период расцвета
первобытного общества Именно тогда люди приручили животных (собаку, лошадь, некоторых птиц), научились земледелия и гончарного искусства, начали овладевать производством меди, олова, бронзы.
Слайд 9
Бытует мнение, что зарождение нравственности предшествует возникновению морали
как идеального (нематериального) феномена. При этом речь идет об
отсутствии у первобытного человека нескованной воли, выбора, самосознания, а также об отсутствии противоречия между сущим и должным. На самом деле, такое противоречие всегда существует, но преодолевается разными способами.
Слайд 10
Учения о морали и нравственности
в ходе истории
Слайд 11
Аристотель
В лице Аристотеля общественное моральное самосознание Греции имело своего наиболее
характерного представителя и систематизатора. Признавая методом практической морали избрание
середины между крайностями, Аристотель вполне осуществил это правило в построении своей теоретической этики.
Слайд 12
Избранный Аристотелем руководящий этический принцип — блаженство — был именно золотой
серединой между этическим идеализмом и конкретностью эвдемонизма.
Слайд 13
Сущность блаженства, по Аристотелю, не какое-нибудь неподвижное душевное
содержание, но деятельность разума. Поскольку в разуме заключена способность
к раскрытию чисто идейного морального содержания, он обладает высшими добродетелями.
Слайд 14
Политика Аристотеля носит такой же характер умеренности. В
противоположность крайнему универсализму Платона, Аристотель допускает в своём идеальном
государстве частную собственность, свободный брак, вообще индивидуальную семью. Из возможных государственных форм наилучшими он считает аристократию, то есть господство лучших, и монархию, то есть господство лучшего.
Слайд 15
Христианство
Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные
ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении
о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.
Слайд 16
Выражается этика христианства в христианском этосе, определённом стиле жизни,
многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так
и большим социальным группам христиан.
Слайд 17
Источник христианской этики — тексты Священного Писания, а также
их толкование Отцами Церкви и позднейшими богословами, а также
примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.
Слайд 18
Кант
Вся моральность заключается в доброй воле исполнить нравственный закон. Сам
закон должен отличаться абсолютной всеобщностью. «Поступай так, чтобы правило
твоей воли всегда могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» — гласит нравственный закон Канта.
Слайд 19
Эта формула коренным образом отличает его мораль от
всех существовавших до него этических построений, опиравшихся всегда на
какое-нибудь эмпирически определённое содержание. Всякое такое содержание принципиально исключается Кантом. В сфере должного не может быть никаких условностей, ничего зависящего от тех или иных конкретных целей и причин. Безусловность морального самоопределения неизбежно приводит к самой общей форме морального закона, в котором нравственно ценным является только его же собственное общее и безусловное содержание.
Слайд 20
Представляя нечто абсолютно ценное, нравственный закон делает столь
же ценным и то существо, которое является его носителем и
исполнителем, то есть человека. Таким образом у Канта получается вторая абсолютная моральная ценность — человеческая личность, входящая в содержание второй, более конкретной формулы нравственного закона: «поступай так, чтобы ты пользовался человечеством, как в твоём лице, так и в лице всякого другого, не как средством только, но в то же время и всегда как целью».