Слайд 2
ТЕМА : ЗИМНЯЯ СКАЗКА
ЦЕЛЬ:
Познакомить с
историей возникновения силуэтного вырезания.
Подобрать материал по силуэтному
вырезанию для оформления зимней тематики.
Материал: Белая или цветная бумага, трафареты по заданной теме, ножницы маникюрные и обычные, клей для выполнения объемных работ.
Слайд 3
Исторические факты
История вырезания из бумаги насчитывает
много столетий и началась она с момента изобретения бумаги
в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей и занимались им в домах знати. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).
Слайд 4
По мере распространения технологии изготовления бумаги
по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны.
Первыми были Япония и Корея (VII век). В XIII веке бумажные орнаменты появились в Персии, а в XV веке через Турцию, по шелковому пути они попали в Европу. В конце XVI веке в Германии их использовали для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX века в восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в латинской Америке (в Мексике). И в каждой из стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде уникальны. Так, для западноевропейских стран характерны сюжетно-силуэтные и портретные вырезки из бумаги. В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию и получило название "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, королевского финансиста при дворе Людовика XV, который не только умело перекраивал и урезал бюджет, но и увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги
Слайд 5
Мода на миниатюрные силуэты и
сюжетные композиции и коллекционирование ажурной вырезки попала в Россию
в эпоху увлечения русского дворянства французской культурой. Сохранилось историческое свидетельство о первых работах в жанре силуэт в России: в Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Ф.Сидо. Здесь он создал портретные силуэты императрицы Екатерины II и царской семьи. Своим искусством он увлек аристократов. Силуэтное вырезание было очень популярно в конце XVIII - начале XIX веков. В богатых усадьбах того времени нередко можно было встретить силуэтные портреты на стенах или же силуэтные картинки в альбомах.
Слайд 6
Но вырезанием из бумаги занимались не
только художники и дворяне. С конца XVIII века в
связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные особенности этого вида творчества. Именовались бумажные вырезки в разных странах так же по-разному: в Росиии, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками, выципянками, вырезанками, вытинанками,
Слайд 7
Принцип создания вытинанки прост: он основан
на многократном складывании листа бумаги и прорезывании в нём
ножницами фигурных отверстий. Нужно отметить, что в большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е. тем, что было в хозяйстве. Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно перед Рождеством и Пасхой, вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб, занавешивали окна, украшали углы с иконами.
Слайд 8
Золотое время развития этого вида народного
творчества приходится на вторую половину XIX – начало XX
веков. К сожалению, под влиянием урбанизации к середине XX века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла (единственный вид ажурных симметричных узоров, который никогда не выходил из народного быта – новогодняя снежинка). И только в 80-х годах XX века искусство начало возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно декоративный.
Слайд 9
Новогодние трафареты
Создать новогоднюю
атмосферу можно изделиями ручной работы, вырезанными из бумаги. Сегодня
я хочу предложить вам трафареты новогодних вытынанок различной тематики..
Слайд 11
Вытынанка-елочка
Вырезать елочку можно по трафарету как
силуэт, а можно сделать симметричную вырезку, свернув лист бумаги
пополам. Стоячую елочку делаем одним из способов: приклеиваем две симметричные елочки на овальную подставку из бумаги, или складываем каждую елочку пополам и склеиваем вместе.
Слайд 12
Снежинки и балерины
Снежинки и балерины Снежинки
бывают очень разными. Особенно, если мастер приложит всю свою
фантазию. Так, вырезать можно симметричную снежинку, сложив бумагу несколько раз. Посмотрите какой рисунок нанесли в виде трафарета и какой необычный наконечник имеют снежинки.
Слайд 13
Елочные шары
Елочные шары Елочные игрушки можно
вырезать как по симметричной схеме, так и по индивидуальному
трафарету. Этими украшениями можно дополнить композицию на окне, нарядить на елочку, прикрепить их нитями к люстре или гардине.
Слайд 14
Колокольчики
Делаем резные колокольчики по трафарету. Если
с внутренней стороны вырезки приклеить полупрозрачную бумагу, например, кальку,
то такой колокольчик можно использовать с эффектом подсветки.
Слайд 15
Звери, знаки и символы
Можно сделать нестандартное
новогоднее украшение. Для этого вырезаем из бумаги силуэты любимых
питомцев, героев сказок и мультфильмов, птиц и животных в сказочном зимнем лесу.
Слайд 16
Заснеженные домики
Заснеженные домики Будет очень уютно,
если в новогодней картине на окне будет заснеженный домик.
Это может быть небольшая избушка или целый дворец.
Слайд 17
Рождество Христово
К Рождеству можно вырезать тематические
вытынанки, посвященные событиям и обстоятельствам этого события. Это могут
быть силуэты Иерусалима, изображения ангелов, пастухов и волхвов. И не забудьте про Вифлеемскую звезду!
Слайд 18
В украшение дома и изготовлении различных
поделок привлекайте детей. Это не только полезно для развития
воображения, тренировки мелкой моторики рук, но и доставит Вам массу удовольствия от совместного творчества, а после – от созерцания получившейся красоты!