Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему ПОСТМОДЕРНИЗМ (П)

Содержание

Нов. позиция по отнош-ю к культуре: 1) принципиальная неангажированность никакой идеологией, декларируемое отсутствие единой позиции,2) делание привычного необычным за счет изъятия из привычного контекста («остранение» - В.Шкловский, от слова «странный»), 3) культура как игра (прежде всего,
ПОСТМОДЕРНИЗМ (П)Термин (появился еще в 60-х гг.) описывает нов. культурную ситуацию «постсовременности». Нов. позиция по отнош-ю к культуре: 1) принципиальная неангажированность никакой идеологией, декларируемое Филос-и постмодернизма в строгом смысле слова не сущ. (хотя бы потому, что Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому. «События Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998) «Состояние постмодерна». П – это изменение правил игры в науке, лит-ре и иск-ве. «Упрощая Постмодернистская наука как поиск нестабильности (каждый новый аргумент – необходимость создания новых «… В форме информационного товара, необходимого для усиления производительной мощи, знание уже Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это открытая система, связанная с Ж.Бодрияр (1929-2007) Характеристика ситуации П: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной среды, опосредовавшей отношение человека Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис, труд не производит, а Общество самообмана Ж.Деррида (1930-2004) Мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма текстов, к-рая вступает во ДеконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста, в Деконструкция Бесконечное последовательное замещение слов и предлож-й (всеобщая заменяемость, «любой другой есть Ж.Делез (1925-1996) «Не сон разума порождает чудовищ, но мстительная и страдающая бессонницей рациональность».«Человек представляет Претензия на создание «не-концепции» (против рационализма, панлогизма и т.п.) Жизнь=процессы дифференциации, ведущей Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу корневища и стебля («вертикальный» Мишель Фуко (1926-1984)«Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Надзирать и наказывать» и др.ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ Обращ-е к Марксу – чтобы реконструировать структуру истОРИЧЕСКОГО процесса. Но у Маркса В зависимости от того, какие «документы» рассматриваешь – множ-во различных историй, объединенных ЭПИСТЕМАЭПИСТЕМА – структура мышл-я, выражающая образ мыслей опред.эпохи. совок-ть скрытых посылок , Животные делятся на:а) принадлежащих Императору,б) набальзамированных,в) прирученных,г) молочных поросят,д) сирен,е) сказочных,ж) бродячих Знание и властьСила и знание едины.Стремление к И = вариация стремления к Проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключёнными одновременно Фуко: “Изучая истоки клинической медицины, я намеревался провести исследование больничной архитектуры второй Слова и вещи – сами по себе инертны, жизненность им придает дискурс. Дискурсивная практика шире науки. Археология науки (как оппозиция истории науки). Подверг археолог. Постмодернисткая наукаПостмодернистская ситуация включает в свою орбиту не только худ.культуру, но Акад. В.С. Степин предложил: 1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы,
Слайды презентации

Слайд 2 Нов. позиция по отнош-ю к культуре:

1) принципиальная

Нов. позиция по отнош-ю к культуре: 1) принципиальная неангажированность никакой идеологией,

неангажированность никакой идеологией, декларируемое отсутствие единой позиции,
2) делание привычного

необычным за счет изъятия из привычного контекста («остранение» - В.Шкловский, от слова «странный»),
3) культура как игра (прежде всего, стилистическая игра смыслами и интерпретациями),
4) художник – не творец, а интерпретатор, он «играет» уже созданным, «проговоренность» всех смыслов и идей и др. Цитата и комментарий.
5) абсолютная исчерпанность рационализма и рац. онтологии,
6) множественность истин.

Слайд 3 Филос-и постмодернизма в строгом смысле слова не сущ.

Филос-и постмодернизма в строгом смысле слова не сущ. (хотя бы потому,

(хотя бы потому, что представители этого культурного течения говорят

о невозможности выработки новой филос-и).
Ассоциируется, прежде всего, с Францией 20 в. («Парижская школа»)

Слайд 4 Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ

Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому. «События всегда опережают теорию». За стирание

границ между науками, иск-вом, религией, филос-й и т.п.

Каждый читает текст (=мир) по-своему. Асистемность, вариативность, плюрализм интерпретаций и подходов.
Ключевое понятие П. – деконструкция (Деррида и др.) = процесс разложения, расслоения структур, «остранение» от предмета, отказ от привычных подходов, критическое преобразование (напр., деконструкция традиционной филос-и).

Слайд 5 Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998)

Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998)

Слайд 6 «Состояние постмодерна».

«Состояние постмодерна».

Слайд 7 П – это изменение правил игры в науке,

П – это изменение правил игры в науке, лит-ре и иск-ве.

лит-ре и иск-ве. «Упрощая до крайности, мы считаем постмодерном

недоверие в отношении метарассказов» (т.е. недоверие к идеологиям, мировоззренческим системам и т.п.) Распадение истории на множество «историй». ЛЮБАЯ мировоззренческая система содержит в себе тоталитарный заряд, т.к. претендует на всеобщность.

Слайд 8 Постмодернистская наука как поиск нестабильности (каждый новый аргумент

Постмодернистская наука как поиск нестабильности (каждый новый аргумент – необходимость создания

– необходимость создания новых правил игры, в том числе

и языковых). Именно современная наука с ее неопределенностью, неполнотой, неверифицируемостью, катастрофичностью, парадоксальностью – как раз и стала «катализатором» недоверия в метарассказы.

В совр. усл-х, когда точки роста нового знания возникают на стыках наук, любые формы регламентации отторгаются.

Слайд 9 «… В форме информационного товара, необходимого для усиления

«… В форме информационного товара, необходимого для усиления производительной мощи, знание

производительной мощи, знание уже является и будет важнейшей, а

может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть».

Слайд 10 Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это

Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это открытая система, связанная

открытая система, связанная с открытым обществом и открытой культурой.

Воображение,

новые идеи, разногласия, «облака» языковой материи, преобладание локального, «маленького» рассказа над «большим» метаповествованием — признаки совр. ситуации. Целью явл. стремление к непознанному в науке. Этой целью и определяется плюрализм науч. иссл. программ, свойственный мозаичной постмодернистской науке. На 1-й план – изобретение правил новых языковых игр.

Слайд 11 Ж.Бодрияр (1929-2007)

Ж.Бодрияр (1929-2007)

Слайд 13 Характеристика ситуации П: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной

Характеристика ситуации П: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной среды, опосредовавшей отношение

среды, опосредовавшей отношение человека к культуре в прошлом (общие

нормы, представления и т.п.). Если раньше культурное событие переживалось интерсубъективно (в общении), то сейчас никакого опосредования не нужно, культурное событие происходит на экране ТВ или РС и т.п.
Исчезновение скрепляющих об-во норм. Атомизация об-ва и фрагментирование субъекта. Чел-к = tabula rasa, на которую масс медиа наносят любую информацию. СИМУЛЯКР (копия предмета, к-рого не было).


Слайд 15 Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка.

Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности —

Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры


Слайд 16 Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис,

Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис, труд не производит,

труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого

не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве и науке Б. видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

Слайд 17 Общество самообмана

Общество самообмана

Слайд 20 Ж.Деррида (1930-2004)

Ж.Деррида (1930-2004)

Слайд 21 Мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма

Мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма текстов, к-рая вступает

текстов, к-рая вступает во взаимодействие с др. текстами, образующими

культуру. «Ничто не сущ. вне текста» (напр., традиция – это цитирование и т.п.) Т.к. текст имеет множество значений, то и мир м.б. проинтерпретирован как угодно = ДЕЦЕНТРАЦИЯ (нет центрального смысла, доминантных ценностей, абсолютной истины). Поэтому история лишена всякого смысла и направления.

Слайд 22 Деконструкция
ДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении

ДеконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста,

внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и

незамечаемых «остаточных смыслов», «следов следов», закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов; утверждает неизбежность многосмысленности и бесконечности интерпретативного процесса.

Слайд 23 Деконструкция
Бесконечное последовательное замещение слов и предлож-й (всеобщая

Деконструкция Бесконечное последовательное замещение слов и предлож-й (всеобщая заменяемость, «любой другой

заменяемость, «любой другой есть любой другой»). После такой процедуры

недосказанность все равно останется, но уже не наивная, а дающая простор интерпретациям «после сказанного».
(Напр., начальное высказывание для деконструкции: S есть P … В конце приходим - S есть, но еще больше не есть Р. «Ни то, ни это, и то, и это» = неопределенность).


Слайд 25 Ж.Делез (1925-1996)

Ж.Делез (1925-1996)

Слайд 26 «Не сон разума порождает чудовищ, но мстительная и

«Не сон разума порождает чудовищ, но мстительная и страдающая бессонницей рациональность».«Человек

страдающая бессонницей рациональность».

«Человек представляет собой фигуру из песка между

морским отливом и приливом».

«В целом здравый смысл — нечто пережигающее и пищеварительное, нечто агрикультурное, неотделимое от аграрных проблем и от жизни среднего класса, разные части которого, как считают, уравновешивают и регулируют друг друга».

Слайд 27 Претензия на создание «не-концепции» (против рационализма, панлогизма и

Претензия на создание «не-концепции» (против рационализма, панлогизма и т.п.) Жизнь=процессы дифференциации,

т.п.)
Жизнь=процессы дифференциации, ведущей к многообразию во всем. Ризома.


Слайд 28 Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу

Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу корневища и стебля

корневища и стебля («вертикальный» образ и представление о теле),

т.е. присутствует глубинное измерение — смысл («копнуть поглубже»). Ризома — это то, что никогда не растет вертикально. Это поверхность, только кожа, чистый эпидермический плащ без внутреннего содержания. В отличие от классической «корневой» модели, которую критиковал Делёз, ризома развивается исключительно в горизонтальном направлении. Она не дает корней. Или дает корни, но произвольно и не связано с вертикальной структурой, где наличествует корень и стебель.

Слайд 31 Мишель Фуко (1926-1984)
«Слова и вещи. Археология гуманитарных наук»,

Мишель Фуко (1926-1984)«Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Надзирать и наказывать» и др.ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

«Археология знания», «Надзирать и наказывать» и др.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ


Слайд 32 Обращ-е к Марксу – чтобы реконструировать структуру истОРИЧЕСКОГО

Обращ-е к Марксу – чтобы реконструировать структуру истОРИЧЕСКОГО процесса. Но у

процесса. Но у Маркса – упор на экономику, а

это узко, можно привлечь и литературный анализ, и теорию мифов, и историю наказаний, и ианализ сексуальности и т.п. Но: изучать СТРУКТУРЫ, а не живую историю.
Люб. образов-е культуры = язык, документ, и не только смысл реконструировать надо, но и строение, внутр. закономерности документа. Таким образом, история перестает служить антропологии, она воссоздает не чел-ка, а общество (писал о «смерти человека»).

Слайд 33 В зависимости от того, какие «документы» рассматриваешь –

В зависимости от того, какие «документы» рассматриваешь – множ-во различных историй,

множ-во различных историй, объединенных в тотальную историю: «Задача тотальной

истории состоит в том, чтобы выяснить, какие формы отн-й м.б. установлены между различными рядами, какие вертик.связи они порождают, чем характеризуются их соотв-я и преобладания».

«Вынесение за скобки» исторического субъекта.

Слайд 34 ЭПИСТЕМА
ЭПИСТЕМА – структура мышл-я, выражающая образ мыслей опред.эпохи.

ЭПИСТЕМАЭПИСТЕМА – структура мышл-я, выражающая образ мыслей опред.эпохи. совок-ть скрытых посылок

совок-ть скрытых посылок , предубеждений, создающая и ограничивающая мысль

эпохи.

Каждая эпистема создает опред. систему знаний, опред. дискурс (парадигма Куна?) Ex: кит. классификация Борхеса

Слайд 35 Животные делятся на:
а) принадлежащих Императору,
б) набальзамированных,
в) прирученных,
г) молочных

Животные делятся на:а) принадлежащих Императору,б) набальзамированных,в) прирученных,г) молочных поросят,д) сирен,е) сказочных,ж)

поросят,
д) сирен,
е) сказочных,
ж) бродячих собак,
з) включённых в эту классификацию,
и)

бегающих как сумасшедшие,
к) бесчисленных,
л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
м) прочих,
н) разбивших цветочную вазу,
о) похожих издали на мух.

Слайд 36 Знание и власть
Сила и знание едины.
Стремление к И

Знание и властьСила и знание едины.Стремление к И = вариация стремления

= вариация стремления к силе (от Ницше)
Изменения и передача

власти создают простр-ва, где могут возникать дискурсы. Т.е. все знания и все теории – условны (зависят от эпистемы, от власти, дискурса). Условным явл. и разделение на истину и ложь.

Слайд 37 Проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда
один стражник

Проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключёнными одновременно

может наблюдать за всеми
заключёнными одновременно


Слайд 38 Фуко:
“Изучая истоки клинической медицины, я намеревался провести

Фуко: “Изучая истоки клинической медицины, я намеревался провести исследование больничной архитектуры

исследование больничной архитектуры второй половины XVIII века, того времени,

когда стало разворачиваться широкое движение за реформу врачебных учреждений. Мне хотелось выяснить, как вводился и закреплялся в учреждениях взгляд врача, как новый образец больницы становился сразу и следствием, и опорой для взгляда нового типа.”

Слайд 39 Слова и вещи – сами по себе инертны,

Слова и вещи – сами по себе инертны, жизненность им придает

жизненность им придает дискурс. (Напр., медицина: на протяж-и неск.

веков дискурсы вырабатывали врачебные воззрения, создавались нов. термины и представл-я о болезни).
4 уровня знания:
1. образуется дискурс (позитивность)
2. появл. модели, проверка знания (эпистемологизация)
3. критерии аргументации (научность)
4. правила постр-я дискурса (формализация – в точн.науках)


Слайд 40 Дискурсивная практика шире науки.
Археология науки (как оппозиция

Дискурсивная практика шире науки. Археология науки (как оппозиция истории науки). Подверг

истории науки). Подверг археолог. анализу «сомнительные» науч. дисциплины (психиатрию,

юриспруденцию и др.)

Слайд 41
Постмодернисткая наука
Постмодернистская ситуация включает в свою орбиту

Постмодернисткая наукаПостмодернистская ситуация включает в свою орбиту не только худ.культуру,

не только худ.культуру, но и науку.
Филос. осмысление достижений

квантовой физики, термодинамики, информатики, теории игр, теории катастроф привело к выводу об изменении типа рациональности.

  • Имя файла: postmodernizm-p.pptx
  • Количество просмотров: 111
  • Количество скачиваний: 0