Слайд 2
«Совет по воспитанию детей».
От Я.А.Коменского
и других
классиков
зарубежной педагогики
Слайд 3
Все мы стоим на
одной сцене великого
мира,
и что бы в нем
не совершилось,
касается
всех нас»
Я. А. Коменский (1668)
Слайд 4
Ян Амос Коменский
родился 28 марта 1592 года
в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских
братьев. Учился в университетах Германии.
После этого был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам стал знаменит еще при жизни…
Слайд 5
Нужно отдать честь благороднейшим стремлениям
Коменского
к распространению знания и науки среди широчайших народных масс
.
Он стремился «учить всех всему».
Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения. В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал,
что физические и духовные силы ребенка развиваются
постепенно. Он не мог еще в то время подробно
раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что
преддошкольный и дошкольный возрасты не
представляются ему чем - то единым. Наряду с
требованием учитывать возрастные особенности
детей считаться и с их индивидуальными различиями..
Слайд 6
По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет
жизни детей родители должны научить их следующему :
умеренности - дети должны есть и пить " сообразно с требованиями природы ; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости ";
опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен " соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле ";
почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям ;
предупредительности - " чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все ";
говорить правду - " что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть,
серьезно или в шутку ";
справедливости - " чтобы они не касались ничего
чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не
причиняли кому - либо вреда ";
Слайд 7
благотворительности - чтобы дети были
" приятными для других, чтобы они были щедрыми, а
не скупыми и не завистливыми";
трудолюбию - " чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";
молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, " где это необходимо : когда говорят другие ";
терпению - " чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению ; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти ";
деликатности ( гуманности ) и готовности служить старшим
- такое воспитание " является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства ";
изяществу манер - проявлять к каждому " деликатность,
уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за
одолжение и прочее " - держать себя с достоинством - " во всем вести себя сдержанно и скромно ".
Слайд 8
«
Человек – часть природы. Следовательно, он и
его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются
в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения ».
Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы.
Слайд 9
Книга полезна тем, что
во – первых, в ней выдающийся педагог впервые поднимает
вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно - возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы " как - нибудь не навредить ребенку "
Слайд 10
Во - вторых, большое внимание
в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он
предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, " сама была его кормилицей " и подвергает порицанию тех матерей, которые « поручают это делать чужим женщинам ».
В - третьих, за здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.
Слайд 11
В – четвертых, Коменский
утверждает, что занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями
и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им " такой способ упражнения, который был бы безвредным ". ( Об этом говорит Я. А. Коменский ).
В – пятых, пишет, что ребенок должен вести " упорядоченный образ жизни ", педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать и снова вставал, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима " весьма полезно " и со временем станет основой порядка.
Слайд 12
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать, но
нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом».
« Куда не влекут способности, туда не толкай».
« Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди».
« Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
« Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его
в первую пору жизни».
Слайд 14
Заметную роль в развитии новых
идей
воспитания
и обучения сыграло
педагогическое творчество английского
философа, просветителя
государственного деятеля
Джона Локка (1632-1704).
Основным в его концепции является положение о том, что все дети изначально равны, их ум от рождения является «чистой доской», а уровень развития человека зависит исключительно от обстоятельств его жизни, в первую очередь – от воспитания.
Дж. Локк считал, что в обучении и воспитании необходимо опираться на естественное стремление детей к свободной и разнообразной деятельности, в которой и раскрываются их природные характеры, наклонности и способности.
Локк
отмечает, что родитель «никоим образом не должен разрешать воспитателю когда бы то ни было бить мальчика без согласия на то родителя. Но вместе с тем, чтобы поднять авторитет воспитателя в глазах воспитанника, должен скрыть от последнего, что его воспитатель не властен применять розги; кроме того, вы обязательно должны и сами оказывать воспитателю большое почтение и заставлять точно так же относиться к нему всю вашу семью. Ибо, если вы находите, что воспитатель достоин презрения, вы сделаете плохой выбор, но если вы обнаруживаете свое презрение к нему, ваш сын навряд ли будет относиться к нему иначе».
Пример воспитателя для ребенка огромен.
И воспитатель прежде всего должен заботиться
об оберегании своего воспитанника от влияния
дурных примеров,
не допуская их в себе самом.
Слайд 16
Ж.Ж. Руссо (1712-1778) отмечал, что у детей своя
собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего
безрассуднее, как желать заменить ее нашей.
Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.
Слайд 17
Существенное значение для педагогики дошкольного детства имели идеи
Жана-Жака Руссо.
Он первый сформулировал требование развития самодеятельности ребенка,
его активности, особое внимание уделял пробуждению детской любознательности, пытливости, стремлению познавать предметы и явления.
Большое внимание Руссо уделял отношению родителей к воспитанию своих детей. Он говорил, что «производя и питая детей отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу – общественных людей, государству – граждан. Всякий гражданин, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более вино- вен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им, ни- какая бедность, никакие трудности, никакое внимание к людскому мнению не избавляют его от обязанностей кормить своих детей и самому воспитывать их»
Слайд 18
Ж.Ж. Руссо по-своему выразил
свой взгляд на ребенка. Если Коменский считал, что хотя
в основном ребенок и безгрешен, но все же над ним тяготеет первородный грех; если Локк объявил душу ребенка белым листом, чистой доской, т. е. ни зол, ни хорош, то Руссо решительно объявил ребенка хорошим от природы. Руссо понимал ребенка как своеобразное существо и учил взрослых видеть в ребенке – ребенка.
Впервые именно Руссо выдвинул лозунг:
«Любите детство!».
Этот лозунг почти через 100 лет после Руссо повторил Фребель, который обратился к современному ему обществу с призывом:
«Будем жить для наших детей!»
Слайд 19
Заслуживает внимания и опыт английского педагога Самуила Уильдерспина.
В 1820 г. он возглавил учреждение, за которым в
Англии и некоторых других странах сохранилось название «школа для маленьких детей».
Уильдерспин разработал профессиональные
правила для руководительниц:
Никогда не наказывать детей в гневе.
Никогда ничего не отнимать у ребенка, не вернув ему этого обратно.
Никогда не нарушать обещания.
Никогда не пропускать проступка незамеченным.
Всегда стремиться быть образцом для подражания.
Интересна еще одна мысль: «С величайшею осторожностью выбирая учителя, следует затем предоставить ему свободу действия, смотря по его личному пониманию и по
окружающим обстоятельствам»
Слайд 20
Расскажи мне, и я
забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать
самому, и я пойму.