Слайд 2
Русское изобразительное искусство второй половины XIX века.
Слайд 3
1870 г. создано Товарищество передвижных художественных выставок –
профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
Слайд 4
В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр
как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с
повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова
В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.
Слайд 6
В.Г.Перов «Проводы покойника»
Слайд 7
В.Г.Перов «Последний кабак у заставы»
Слайд 8
Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который
открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого,
творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А.Н.Островского и писателя Ф.М.Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.
Слайд 9
В.Г.Перов «Портрет А.Н.Островского»
Слайд 10
В.Г.Перов «Портрет Ф.М.Достоевского»
Слайд 11
Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик
отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое
в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л.Н.Толстого и П.М.Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.
Слайд 12
И.Н.Крамской «Портрет Л.Н.Толстого»
Слайд 13
И.Н.Крамской «Портрет П.Н.Третьякова»
Слайд 14
Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в
развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи
И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни", которую художник трактует как народную трагедию.
Слайд 15
В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»
Слайд 16
В другом историческом полотне ("Боярыня Морозова") Суриков создает
сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и
нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.
Слайд 17
В.И.Суриков «Меншиков в Березове»
Слайд 18
Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина "Иван грозный
и сын его Иван", замысел которого возник как отклик
на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.
Слайд 21
И.Е.Репин «Арест пропагандиста»
Слайд 23
Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью
наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В
это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов "Грачи прилетели",
Слайд 26
Становление лирического и задушевного пейзажа И.И.Левитан «Март»
Слайд 28
И.И.Левитан « Весна. Большая вода»
Слайд 29
становление социально - философского пейзажа И.И.Левитан «Владимирка»
Слайд 30
И.И.Левитан «Над вечным покоем»
Слайд 31
Архитектура и скульптура II половины XIX века
Слайд 32
Основные черты «Русского стиля»
«Русский стиль» стал применяться
при строительстве не только храмов, но и светских сооружений.
Широко использовались
башенки,
резные наличники,
бочкообразные столбики
и другие элементы деревянного зодчества.
В дереве все это смотрелось очень легко, в каменном же исполнении приводило к созданию очень тяжелых архитектурных форм. В таком стиле был построен Политехнический музей.
Политехнический музей
И.А.Монигетти и Н.А.Шохин
Слайд 33
Основные черты «Русского стиля» проявляются в построенном
А. И. Кракау в 1857 году Балтийском вокзале
в Петербурге
Слайд 34
А.А.Семенов В.О.Шервуд
Исторический музей в Москве
Слайд 35
Д.Н.Чичагов Здание Городской думы
Слайд 36
А.Н.Померанцев Верхние торговые ряды
Слайд 38
М.О. Микешин
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873)
Слайд 39
В конце 50-х годов 19 века был объявлен
конкурс на создание памятника «Тысячелетие России».
Победителем этого конкурса
стал 25-летний выпускник Академии художеств
Михаил Осипович Микешин.
В скульптурных изображениях, опоясывающих сооружении, были запечатлены основные вехи в истории России.
Всего было отлито 129 скульптурных фигур.
«Тысячелетие России 1861 г
Слайд 40
А.М.Опекушин
Памятник А.С.Пушкину
в Москве
Слайд 41
Русская музыка второй половины XIX века.
Слайд 42
В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются
связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два
музыкальных центра.
Петербург Москва.
"Могучая кучка". П.И.Чайковский
- М.А.Балакирев.
Н.А.Римский-Корсаков
А.П.Бородин
М.П.Мусоргский
Ц.А.Кюи
Слайд 43
М.А.Балакирев
М.П.Мусоргский
Н.А.Римский-Корсаков
Слайд 44
Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились
в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам,
позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.
Слайд 45
В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота
русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его
мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").
Слайд 46
Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества
А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней
Руси, в которой по, мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).
Слайд 47
П.И.Чайковский
Другой, московский, центр музыкального искусства второй
половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского, который в своем
творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.
Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония".
Слайд 48
Театр
Малый театр Москва
Александринский театр
в Петербурге
Слайд 49
М.Н.Ермолова
Русская актриса. Родилась в Москве 3 июля 1853,
в семье, несколько поколений которой служили при театре. Отец
был суфлером московского Малого театра. Детство Марии прошло в бедности. В 1862 поступила на балетное отделение театральной школы, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Актер Самарин, давший Ермоловой несколько уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что ее настоящее дело - "плясать у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. В 16 лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, "идущий из груди и отдающийся в сердце". Когда она в 1896 праздновала свой 25-летний юбилей, то считалась уже одной из первых актрис не только в России, но и в Европе.