Говорить о правильности и беглости как качествах навыка
чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.
Слайд 3
Педагог должен знать специальные
приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют
место два направления:
- использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
- применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих
на смысл читаемого.
Можно выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
1. Искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек (кролики – колики, горсть – гость);
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов) (сны – сын, всех – свех);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения; замена одних единиц чтения другими (весло – весело).
подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного
аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка.
Слайд 6
Упражнение, направленное на отработку
артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:
- и,
а, э, у, ы
- и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э – и, а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у;
- а – о – у – ы – и – э - я.
Чтение скороговорок, чистоговорок. При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания.
1) Да- да – да - из трубы течет вода.
Та - та- та - у нас в классе чистота.
Ты – ты – ты - поливаем мы цветы.
2) Лилии полили л и
Иль увяли лилии?
3) Все бобры добры до своих бобрят.
4) Мышонку шепчет мышь:
Ты все шуршишь, не спишь?
Слайд 7
Простейшие упражнения
по антиципации частей предложений
1.Закончи пословицы:
Делу время -________________________ .
Кончил дело
- ______________________ .
2. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу.
Готовь сани летом * торопись делом.
Не торопись языком * не поспеешь босиком.
За твоим языком * телегу зимой.
3.Прочитать загадку, подставив недостающие слова.
Посмотрите - дом стоит,
До краев водой ________ (налит).
В этом домике жильцы
Все умелые ___________ (пловцы).
Слайд 8
2. Наличие повторов
Такие
ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов,
предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент.
Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на
аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
Слайд 10
3 Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок можно
выделить несколько групп:
- ошибки орфоэпические; среди них
неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются (ноль - нуль, строгать – стругать).
- ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением” (будничный – буднишний):
единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”.
Слайд 11
- интонационные ошибки,
которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом
отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого;
- однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении можно только в том случае, если понимаешь причины ошибочного чтения и знаешь методику работы над ошибками.
чтению ведут такие факторы, как:
- малое поле
зрения при чтении;
- неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
- нехватка дыхания;
- незнание орфоэпических норм;
- незнание лексического значения слова;
- “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Слайд 13
Формирование правильности чтения будет
эффективным, если соблюдать специальный режим чтения:
-
ежедневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы);
- предупреждение ошибок чтения:
подготовка к чтению, вводная беседа,
разбор трудного слова по составу,
хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).