Слайд 3
Сюжет
классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных
сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза
— не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.
Слайд 4
Идея !
идея внесословной ценности человеческой личности, —«ибо и
крестьянки любить умеют!»
Слайд 6
Появление повествователя !
Образ повествователя в «Бедной Лизе» —
это основной генератор эмоционального тона повести, создаваемого авторским переживанием
судеб героев как своей собственной, и проводник, по которому эмоция передается читателю.
Слайд 7
Назидательность ?
лейтмотивы, намеченные во вступлении, получают свое
образное воплощение, заменяющее в авторском повествовании прямые нравственные оценки
и декларации. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести:
в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем ; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе»; после объяснения в любви Лизе кажется, что «никогда солнце так светло не сияло» , а при последующих свиданиях «тихая луна <...> посеребрила лучами своими светлые Лизины волосы» .
Слайд 8
Эраст = «деньги, которые в сентиментальной литературе всегда
вызывали настороженное, подозрительное и даже осудительное отношение» . Действительно,
каждое появление Эраста на страницах повести так или иначе связано с деньгами: при первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; и т.д. Наконец, при последней встрече с Лизой, перед тем, как выгнать ее из своего дома, Эраст кладет ей в карман сто рублей.
Слайд 9
Эраст является воплощением сложности и противоречивости человеческой натуры
в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но
слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности (поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств).