Слайд 2
Цитата, характеризующая тему исследования.
Естествознание и техника забыли свое
происхождение: они магического происхождения. Естественные науки с их прикладной
практикой, подобно магии, жаждут власти над природой. Современная наука, подобно магии, жаждет добыть философский камень и приготовлять золото, добыть жизненный эликсир и продлить им жизнь и многое-многое другое. Корыстную жажду овладения природой и добытия из нее того, что даст силу человеку, современная наука получила в наследство от темной магии”
Бердяев Н.А. Философия свободы
Слайд 3
Основные понятия
Вненаучное знание
- формы знания, которые не укладываются
в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое
и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки».
Ист. Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания
Познание
Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности).
2. Совокупность знаний в какой-н. области.
Ист. Толковый словарь Ожегова
Познание
а) в низшем, плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной
б) в высшем, духовном смысле — соединение с Духом Божиим
Ист. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод
Слайд 4
Актуальность темы исследования
Интерес к вненаучным формам познания актуален
не только для России, но и в глобальном масштабе.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу высветил односторонность и недостаточность только научно ориентированного познания.
Глобальные проблемы современности говорят о необходимости дополнения рационального познания, как минимум, нравственным познанием. Ускоряющаяся динамика бытия человечества актуализировала проблемы доверия, симпатии, чести, дружбы в области экономических, политических, национальных и других отношений. Необходимость дополнения научных форм знания донаучными и вненаучными стала очевидной.
Интерес к формам оккультного, паранормального и медитативного познания — явление не случайное. Оно обусловлено и ломкой общественных отношений, и духовным кризисом в нашей стране, ощущением тупика в развитии новоевропейской цивилизации, обострением глобальных проблем современности и неспособностью человечества их оптимально решать.
Слайд 5
Степень разработанности проблемы
Проблема знания и веры неоднократно заявляла
о себе в истории
Слайд 6
Степень разработанности проблемы в современности
Слайд 7
Объект исследования
Наука не должна “делать вид”, что других
форм постижения бытия, кроме ею обозначенных, быть не может
в принципе. Это наносит вред и самой науке, лишая ее части объектов изучения; это вредит познанию и практике, так как создание искусственных перегородок существенно снижает эффективность познавательной деятельности. К чудесам можно относиться трояко: верить, отвергать, изучать. Научное познание, вероятно, должно идти по третьему пути — пути изучения.
Слайд 8
Предмет исследования
Предмет исследования составляет ту часть объекта познания,
где рассматриваются вопросы о привлекательности вненаучных форм познания, сходства
и отличительные особенности на примере одной из оккультных наук – «магии».
Слайд 9
Цель и задачи исследования
Установить различия между терминами
научное и вненаучное познание;
Рассмотреть природу вненаучных форм познания на
примере одной из них (магия);
Оцененить необходимость использования в обыденной жизни знаний на «околонаучные» темы
Выяснить проблемы, повлекшие за собой новый этап развития интересов к вненаучным познаниям;
Сделать выводы по результатам проведенного исследования на предмет: вненаучное познание – за или против.
Слайд 10
Положения, выносимые на защиту
Чем выше роль науки в
жизни общества, тем меньше внимания получает так называемое вненаучное
познание. Оно проходит по реестру как неразвитое, поверхностное, а подчас и ложное познание.
Но человечество в своем развитии упрямо демонстрирует, что наука может многое, но далеко не все, что человеческая цивилизация развивается не только на базе научного знания, но и на основе обыденного познания, этического и эстетического, правового и политического, религиозного и философского видения мира. В «зеркале» этих форм освоения мир отражается далеко не так, как с позиции науки. Налицо как бы две проекции действительности. И каждая из них необходима людям на своем месте и в свое время, а посему нужно вести речь не о противопоставлении научного и вненаучного познания, а об их дополнительности с учетом принципа конкретности познания.
Слайд 11
Положения, выносимые на защиту
Все формы сознания имеют нечто
общее и свое особенное, что позволяет поставить вопрос и
выявить общее и особенное в характеристике научного и вненаучного познания.
Все формы освоения мира обусловлены единым гносеологическим отношением в системе «субъект-объект», но каждая имеет свой предмет отражения, свои формы и способы познания. все формы освоения мира ориентированы на получение знания
Результаты вненаучного и научного познания обеспечиваются на базе единства чувственных, рациональных и иррациональных структур, их взаимовлияния и взаимопроникновения. Можно говорить только о доминанте этого единства в каждом конкретном случае.
Вненаучное и научное познание различаются по методологии. Научное ориентировано подчас на чувственный и рациональный уровень освоения объективной реальности. Что касается вненаучного познания, то его ориентация выходит за пределы объективной реальности.
Научное познание «работает» на общество, вненаучное — замыкается на сущностные силы человека, претендует быть руководством к действию в тех или иных проблемных ситуациях.
И наконец, результаты вненаучного и научного познания равнозначимы для человека. Человек нуждается в истинах науки, знании добра, справедливости, свободы, красоты, гармонии и т. д.
Таким образом, нет основания для утверждения абсолютной ценности одной из форм освоения мира, а есть необходимость выявить грани соприкосновения, реализовать в полной мере принцип дополнительности, исключив альтернативу: научное или вненаучное.
Слайд 12
Текст культуры
В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича)
он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла,
исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя.
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат.
Слайд 13
Выводы
Чем выше становилась роль науки в жизни общества,
тем меньше внимания получали ненаучные формы освоения действительности. Часто
эти знания трактуются не просто как неразвитые, поверхностные, а как недостоверные, даже ложные.
Последние столетия показали, что наука может понять многие тайны природы, общества и человеческого духа. Её достижения очевидны и несомненны. Однако человечество развивается не только на базе научного знания, но и на основе обыденного, мифологического, религиозного, художественного сознания.
Те аспекты, которые отражаются в этих формах освоения мира, не всегда исчерпываются научным познанием, а порой даже принципиально ему недоступны. Милосердие и любовь, вдохновенье и горе вряд ли возможно изложить в виде строгих научных формул.
Научная и ненаучная формы познания дополняют общую картину мироустройства, и каждая по-своему нужна и полезна человеку.
Задача состоит не в том, чтобы развести все виды познания в разные стороны, а в том, чтобы объединить их в единую познавательную систему.