Слайд 2
ЗАДАЧИ
На основе компетентностного подхода сформировать у учащихся способность
создавать устные и письменные тексты мировоззренческой направленности.
Научить основам анализа
научных, художественных, публицистических текстов.
Сформировать способность соотнесения и синтеза представлений из различных областей человеческой культуры.
Расширить индивидуальную концептосферу учащихся.
Слайд 3
Учебно-тематическое планирование
Диалог с Истиной: «Что есть Истина?» (4
часа)
Диалог с истиной и правдой: «Правды надо держаться –
истину надо искать» (М. Пришвин)
(2 часа)
Истина и миф (2 часа)
Миф вчера и сегодня (2 часа)
Истина и наука (2 часа)
Поэзия истины и истина поэзии (2 часа)
Истина и вера (2 часа)
Истина и чудо (2 часа)
Дух и духовность (4 часа)
Слайд 4
Истина в представлении русского языка и культуры
Истина –
Добро – Красота: место мировоззренческих концептов в русской языковой
картине мира; этимология «истины»; слова со значением истины; истина и люди: «портрет» истины в пословицах и афоризмах; аллегорический портрет Истины; истина и самосознание; истина и вера; вечные истины, истина и притча; своеобразие русского концепта «правда»; правда и совесть; правда, справедливость, закон; истина и ложь; галерея литературных лжецов: лжец-гедонист (гоголевский Хлестаков), лжец-утешитель (горьковский Лука), лжец-выдумщик (барон Мюнхаузен, Василий Теркин).
Слайд 5
Истина и миф
Сущностные черты мифа и архаического сознания;
миф как способ познания; религиозное содержание архаики (тотемизм, культ
Матери-Земли); сравнительный анализ мифологического и современного сознаний; экспликация признаков мифологического сознания на примере романа-притчи А. Кима «Отец-лес».
Слайд 6
Миф вчера и сегодня
Сущностные черты современного мифологического сознания;
миф в политике и рекламе; анализ современных мифологем на
примере ряда образцов рекламной продукции; мифологические представления в литературе ХХ века (на примере текстов А. Платонова, В. Пелевина, В. Ерофеева)
Слайд 7
Поэзия истины и истина поэзии
Поэзия как способ познания
истины (на примере русского символизма); творчество как восхождение души
к сверхчувственной реальности (на примере поэзии и публицистики А. Блока); мистика и философия цвета в русском символизме; миф и теургический процесс в поэзии (на примере статей В. Иванова и А. Белого).
Слайд 8
Пути науки
Наука как способ познания истины; движение «от
мифа к логосу»; античность и «рождение Европы»; драматизм научного
поиска (на примере романа В. Дудинцева «Белые одежды»); проблема техники, противоречия научно-технического прогресса; нравственная составляющая научного исследования (на примере текстов А. Солженицына и Н. Федорова).
Слайд 9
Истина и вера
Вера как способ постижения истины; вера
и знания; вера и наука, религиозная вера, гуманистическая вера;
особенности религиозной веры (на примере текстов А. Сурожского, З. Миркиной).
Слайд 10
Дух и духовность
Противоречивость и двойственность человеческого бытия; личность
как способ разрешения сущностного противоречия; три пути духовного (личностного)
поиска: Красота, Добро, Истина; смысл и предназначение искусства; личностные основания поступка, проблема свободы выбора; время и смысл человеческой жизни; поиск истины и социальная ангажированность; обобщенный портрет мыслителя.
Слайд 11
Авторы и тексты
А.В. Ахутин. Тяжба о бытии
А. А.
Ахматова. Когда в тоске самоубийства…(Мне голос был…)
Р. Барт. Мифологии
Н.А. Бердяев. Смысл творчества.
Н.А. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря
Н.А. Бердяев. Я и мир объектов
А. Беляев. Голова профессора Доуэля
А. Беляев. Человек-амфибия
А. Белый. Священные цвета
А. Блок. Идут часы, и дни, и годы…
Н.М. Бахтин. Мерить жизнь – мерою смерти
Х.Л. Борхес. Бессмертный
Д. Борноволоков. «Чевенгур» и повести А. Платонова 30-х гг.
М. Булгаков. Белая гвардия
М. Горький. На дне
В. Гроссман. Жизнь и судьба
Э. Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия
Р. Декарт. Метафизические размышления
В. Дудинцев. Белые одежды
Е. Евтушенко. Труба
В. Ерофеев. Москва-Петушки
И. Есаулов. Пасхальность русской словесности
Вяч. Иванов. Кормчие звезды
Вяч. Иванов. Две стихии в современном символизме
Э. Кассирер. Миф государства
А. Ким. Отец-лес
Ю. Кузнецов. Атомная сказка
Слайд 12
А. Мень. Вера и чудеса
М.К. Мамардашвили. Введение
в философию
Э. Мунье. Персоналистская общностная революция
З.А.
Миркина. Нет. Он не миф и не житель эфира…
Б.Л. Пастернак Доктор Живаго
Б.Л. Пастернак. Определение поэзии
Б.Л. Пастернак. Чудо
В. Пелевин. Generation «П»
А. Платонов. Чевенгур
Г. Померанц. Пух одуванчика
Р.- М. Рильке. Как мелки с жизнью наши споры..
В. Соловьев. Общий смысл искусства
А. Сложеницын. В круге первом
А. Сурожский. Человек перед Богом
Л.Н. Толстой. Война и мир
И.С. Тургенев. Истина и правда
Н.Ф. Федоров. Философия общего дела
К.М. Фофанов. Истина
Э. Фромм. Человек для себя
Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь
М. Шелер. Положение человека в Космосе
Г.Г. Шпет. Мудрость или разум?
М. Элиаде. Священное и мирское
Слайд 13
Типы лингвокультурологических заданий
(концепт «Миф»)
Слайд 14
Осмысление ключевых признаков концепта «миф» на основе образных
ассоциаций
- Запишите ассоциации, связанные с понятием «миф». Проанализируйте написанное.
С какими культурными пластами связаны ваши ассоциации? Какие культуры и эпохи отражены в них? Какие современные значения «мифа» вы можете назвать?
Слайд 15
Миф как жизнь. Установление логических и историко-культурных связей
Почему
мифологическое сознание отождествляет Деметру-мать и Землю?
Как с культом Матери-Земли
соотносятся тотемистические представления древних людей?
Слайд 16
Миф как предание. Актуализация навыков аналитического мышления
Какую из
четырех мировых стихий воплощает в себе Деметра?
Как осмысляется природа,
ее цикличность в мифе?
Что об особенности сознания древнего человека говорит нам факт отсутствия автора в мифологическом повествовании?
Слайд 17
Сравнительный анализ современного и архаического сознаний
Слайд 18
Миф как метафора. Анализ мифологического образа в современной
литературе
Как отражается сюжет древнего мифа о Деметре в романе-притче
А. Кима «Отец-лес»?
Какие сущностные изменения претерпел миф о Деметре?
Какие культурные представления отражены в мозаичном сознании современного человека?
Слайд 19
Миф как игра. Выявление и анализ современных мифологем
в литературе ХХ века
Какой литературный прием используется в тексте
В. Пелевина для осмысления мифологической основы рекламного сообщения? («С точки зрения буддизма, смысл рекламы крайне прост. Она стремится убедить, что потребление рекламируемого продукта ведет к высокому и благоприятному перерождению…сразу же после акта потребления»).
Какова роль мифа в создании образа героя повести В. Ерофеева «Москва-Петушки»? («Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышу про него, а сам ни разу не видел…Вот и вчера не увидел»).
Слайд 20
Миф как обман. Анализ содержания мифологических сообщений в
рекламе и политике
- Прочитайте предложенные образцы мифотворчества и укажите
цель, языковые средства и основные мифологемы, на которые опирается мифологическое сообщение («Теплые интеллектуальные полы – уют высшего качества и надежности», «Сильный, надежный, стройный? Конечно же Bosh!», «Baunty: райское наслаждение»)
Слайд 21
Развитие навыков проективного мышления
А. Вы – руководитель рекламного
агенства. Ваша фирма получила заказ от ведущих производителей легковых
автомобилей и сотовых телефонов. Используя известные вам мифологемы, придумайте несколько запоминающихся рекламных слоганов.
Б. Вы – известный политтехнолог. Вы должны создать положительный имидж одному политику, который баллотируется в Парламент на предстоящих выборах. Напишите предвыборную речь, используя известные вам мифологемы.