Слайд 2
Движение – это...
Свойства движения:
Слайд 3
«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на
протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и
совершенство» Герман Вейль
У Л. Н. Толстого в "Отрочестве" есть признание: "...Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни симметрия? Именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить.
Слайд 4
Симметрия
С симметрией мы встречаемся везде – в природе,
технике, науке, искусстве. Это понятие проходит через всю многовековую
история человеческого творчества. Симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир. Принципы симметрии играют важную роль в физике, математике, биологии, химии, технике, архитектуре, поэзии, музыке.
Слайд 5
?Что такое симметрия?
Симметрия – (от греческого «oummetpia») соразмерность.
1.
Симметрия ( в узком смысле), или «зеркальное» отражение относительно
плоскости «А» в пространстве ( относительно прямой «а» на плоскости), преобразование пространства (плоскости), при котором каждая точка М переходит в точку М1 такую, что отрезок ММ1 перпендикулярен плоскости «А» (прямой «а») и делится ею пополам. Плоскость «А» (прямая»а») называется плоскостью (осью) симметрии.
2. Симметрия (в широком смысле) – свойство геометрической фигуры, характеризующее некоторую правильность формы фигуры, неизменность её при действии движений и зеркальных отражений. Точнее, фигура обладает симметрией, если существует нетождественное ортогональное преобразование, переводящее эту фигуру в себя. Совокупность всех ортогональных преобразований, совмещающих фигуру с самой собой, является группой.
Слайд 6
Симметрия в биологии
С симметрии мы повсюду встречаемся и
в живой природе. Так, бабочка симметрична по отношению к
отражению в воображаемом зеркале, разделяющем бабочку пополам вдоль ее туловища. Симметричны формы жука, червяка, гриба, листа, цветка и др.
По нашим наблюдениям, в любом растении можно найти какую-то его часть, обладающую осевой или центральной симметрией. Это могут быть листья, цветы, стебли, стволы деревьев, плоды, и более мелкие части, такие как сердцевина цветка, пестик, тычинки и другие.
Осевая симметрия присуща различным видам растений и грибам, и их частям.
Центральная симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов.
Слайд 8
Симметрия в архитектуре
Принципы симметрии являются основополагающими для
любого архитектора, но вопрос о соотношении между симметрией и
асимметрией каждый архитектор решает по-разному. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоническую композицию симметричных элементов.
Удачное решение определяется талантом зодчего, его художественным вкусом и его пониманием прекрасного. Прогуляйтесь по нашему городу и убедитесь, что удачных решений может быть очень много, но неизменным остается одно – стремление архитектора к гармонии, а это в той или иной степени связано с симметрией.
Слайд 10
Симметрия в живописи
В древнерусской живописи сложилась образная система,
иллюстрирующая религиозные сюжеты. Традиционная композиция иконы чаще всего симметрична,
а главные персонажи выделены своим центральным местоположением. Зримый образ Всевышнего обычно располагался строго в центре пространства иконы как символ и смысл первоосновы мира. Симметричные, гармоничные пропорции, создающие впечатление покоя и величественности, подчеркивали несовершенство и хаотичность земного бытия.
Слайд 11
Художники эпохи Возрождения часто использовали язык симметрии в
построении своих композиций. Это следовало из их логики понимания
картины как изображения идеального мироустройства, где царит разумная организованность и уравновешенность, которые человек может познать и осмыслить. В удивительной картине "Обручение девы Марии" великий Рафаэль воспроизвел такой образ мира, существующего по законам гармонии и строгой логики. Использованный принцип симметрии создает впечатление покоя и торжественности и в то же время некой отстраненности от зрителя.
Слайд 12
В главном же композиция картины, близкая к симметрии,
помогает художнику воплотить образ неприступной "богатырской заставы", непоколебимых защитников
русской земли, их спокойствия и уверенности.
Слайд 13
Художники, хотя и часто прибегают к симметрии, используют
ее очень осторожно. Если весы находятся в равновесии, то
их коромысло горизонтально, чашки весов расположены симметрично относительно опоры весов. Но стоит на одну из чашек положить дополнительный груз, как равновесие нарушится, коромысло наклонится, чашки начнут двигаться. Исчезла симметрия - нарушилось равновесие, появилась асимметрия- система пришла в движение. Таким образом, строгая симметрия воспринимается как покой, равновесие, небольшое отклонение от симметрии воспринимается как динамика, движение. В картине А. Рублева – «Троица».
Слайд 15
В стихотворениях подразумевается, очевидно, симметрия чередования рифм, ударных
слогов, то есть опять таки ритмичность. Однако, как в
музыке, так и в поэзии симметрию нельзя сводить к ритму. Всякое хорошее произведение (музыкальное или стихотворное) имеет определенные смысловые инварианты, которые проходят, видоизменяясь, через все произведение. Композитор в своей симфонии может по нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно разрабатывая ее.
Сохранение темы и ее изменение (разработка, развитие) – это и есть единство симметрии и асимметрии. И чем удачнее решает композитор или поэт проблему соотношения между симметрией и асимметрией, тем выше художественная ценность создаваемого произведения искусства.
«Всякая композиция основана на скрытой симметрии»- Иоганн Вольфганг Гете
Слайд 16
Симметрию можно увидеть в стихотворениях – это чередование
рифм, ударных слогов, т.е. ритмичность. Например:
А.С. Пушкин.
В этот год осенняя погода
Стояла долго на дворе
Зимы ждала ,ждала природа
Снег выпал только в январе.
Чередование рифм и чтение по интонации дает чувствовать прелесть (симметрии) пушкинского стихотворения
Слайд 17
Симметрия в физике
Под симметрией в физике понимают чаще
всего инвариантность (неизменность) физических законов относительно, каких либо преобразований.
Опыт показывает, что физические законы симметричны относительно следующих наиболее общих преобразований:
1) Перенос (сдвиг) системы как целого в пространстве. Это означает, что пространство однородно, в нем отсутствуют выделенные точки.
2) Законы природы не зависят от выбора места - они одинаковы в Москве и в Вашингтоне, на Земле и на Луне, в Солнечной системе и какой-нибудь далекой галактике.
3) Изменение начала отсчета времени (сдвиг во времени). Симметрия относительно этого преобразования означает, что физические законы не меняются со временем. Открытый еще в III в. до н. э закон Архимеда прекрасно "работает" и в наше время.
Слайд 18
4) Переход к системе отсчета, движущейся относительно данной
системы с постоянной скоростью. Симметрия относительно этого преобразования означает,
в частности, эквивалентность всех инерциальных систем отсчета. Проявления симметрии можно наблюдать и в физических явлениях.
Например, симметрия траектории тела, брошенного под углом к горизонту.
Симметрия между электричеством и магнетизмом.
Говоря о симметрии физических законов, надо сказать о справедливости законов сохранения энергии и импульса. Почему мы уверены, что энергия и импульс должны сохраняться? Потому, что время и пространство однородны. Законы сохранения являются следствием пространственно-временной симметрии законов природы. С этими законами мы встречались в механике, в молекулярной физике - 1 закон термодинамики. Для этих законов нет перегородок между разделами физики, да и вообще между естественными науками, т.к. эти законы красной нитью проходят не только через физику, но и через химию, биологию
Слайд 19
Симметрия в музыке
Душа музыки, ритм, состоит в правильном
периодическом повторении частей музыкального произведения. Правильное повторение одинаковых частей
в целом и составляет сущность музыки. Мы с большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот. Самое непосредственное отношение имеет к симметрии композиция. Великий немецкий поэт И.В.Гете утверждал, что № Всякая композиция основана на скрытой симметрии. Владеть законами композиции – это значит владеть законами симметрии”.