мысли появляется «проблема
человека». Место «человека» в системе знания
зависит от самой системы знания,
поэтому необходимо описать и характерные для европейской культуры
познавательные системы.
2. Идея «археологии» знания. Археология у Фуко (архе — начало, логос — учение)
- это реконструкция «начальных» структур, делающих науку возможной,
определяющих специфику взглядов той или иной эпохи.
3. Эти структуры называются «эпистемы». Эпистема — это свойственный эпохе
порядок организации знания, определяющий цели, задачи и методы науки.
Центральным принципом эпистемы является способ соотношения «слов» и «вещей».
То есть в центре научного взгляда на мир лежит бессознательное представление о том,
как слова (термины, понятия) взаимодействуют с внеязыковым, объективным миром.
4. Фуко выделяет в Европейской культуре три сменяющие друг друга эпистемы:
Ренессансную (16в.), Классическую (17-18в.) и Современную (конец 18- настоящее
время).
Ренессансная (16 в.) - слово как символ мира. Знание основано на сходствах или
Подобиях.
Классическая (17-18 вв.) -слово как образ. Знание основано на тождествах и
различиях (методическая нумерация).
Современная эпистема – слово как знак. В противоположность ориентации нового времени на сознание, разум - повернута к бессознательному.