Слайд 2
Одним из самых опасных загрязнителей экосистемы села являются
тяжелые металлы. Находясь преимущественно в рассеянном состоянии, металлы могут
образовать локальные аккумуляции зачастую антропогенного происхождения, где их концентрация во многие сотни раз превышает среднепланетарные уровни. Многие элементы, причисляемые к группе металлов, жизненно необходимы для различных живых организмов. Токсичными они становятся лишь в высоких дозах.
Слайд 3
По Ю. В. Алексееву, тяжелые металлы —
это группа химических элементов, имеющих плотность более 5 г/см3, однако
для биологической классификации выбирают обычно атомную массу и к тяжелым металлам относят все металлы с атомной массой более 40 (марганец, железо, кобальт, медь, цинк, молибден, кадмий, ртуть, свинец). Нельзя считать все тяжелые металлы токсичными, так как в их группе находятся медь, цинк, молибден, кобальт, марганец, железо, которые в небольших концентрациях необходимы организму и получили название микроэлементов.
Слайд 4
Основными источниками контаминации тяжелых металлов является антропогенное загрязнение
земли, и только показатель ртути составляет для земли и
океанов равные значения загрязнения.
Кроме того, тяжелые металлы называют тиоловыми металлами (токсинами).
К тиоловым токсинам относятся химические вещества, способные блокировать сульфгидрильные (SH–) группы белков и тем самым нарушать обменные процессы в организме.
Слайд 5
Тяжелые металлы в организме оказывают как местное, так
и общее действие. Местно препараты взаимодействуют с белками протоплазмы
поверхностного слоя слизистых оболочек, образуя альбуминаты. В зависимости от концентрации, продолжительности контакта могут образоваться растворимые, труднорастворимые и нерастворимые альбуминаты, при которых наступает вяжущее, раздражающее и прижигающее (некротическое) действие как в органах, так и на поверхностях слизистой оболочки ротовой полости и желудочно-кишечного тракта.
Общее действие ртути и ее соединений состоит в том, что они взаимодействуют с сульфгидрильными группами белков и некоторых ферментов, в результате чего из-за блокады активных радикалов аминокислот нарушается синтез клеточных белков и изменяется активность многих ферментов.
Слайд 6
На сегодня известно более 100 ферментов, активность которых
может тормозиться при блокировании в их молекулах SH-группы. С
веществами, содержащими сульфгидрильные группы, связано нормальное функционирование большинства систем организма. Вот почему избирательное сродство тяжелых металлов (в том числе и мышьяка) приводит к нейротоксическому, кардиотоксическому и гепатотоксическому действию.
Соединения ртути, свинца (в первую очередь органические), марганца, мышьяка относятся к типичным представителям токсинов нейротропного действия, хотя классическое понятие «нейротоксикоз» обязано своему появлению клиническому синдрому неврологических нарушений, развивающихся под действием высоких доз и концентраций этих веществ.
Слайд 7
Острые интоксикации чаще всего приводят к развитию острой
почечной недостаточности или острой токсической нефропатии (ОТН), под которой
понимают возникновение внезапных нарушений функции почек по обеспечению водно-электролитного баланса, кислотно-основного состояния, нормотонии, эритропоэза и выведения продуктов азотистого обмена. Наряду с комплексом функциональных нарушений имеет место развитие морфологических изменений в паренхиме почек, чаще всего типа некронефроза.
Тяжелое клиническое течение и высокая летальность при такого рода острых интоксикациях связаны с рядом причин: сочетанным нарушением функций почек и печени, сопутствующим поражением сердечно-сосудистой системы, гемо- и лимфодинамики в паренхиматозных органах, одновременным вовлечением в процесс других органов и систем, прежде всего ЦНС и системы крови.
Слайд 8
При пероральной интоксикации препаратами ртути преобладают атрофические изменения
паренхимы печени, а солями железа (например, сульфат двухвалентного железа) —
некроз печени и печеночная кома. Повышение общего азота и азота мочевины манифестирует нарушение процессов синтеза белка в печени и нарушение углеводного обмена: рост сахара, пирувата и лактата в крови. Происходит сдвиг кислотно-основного состояния (метаболический ацидоз) и развивается водно-электролитный дисбаланс. Нарушаются также дезинтоксикационная и экскреторная функции печени. Особенно тяжело, с крайне неблагоприятным исходом протекает сочетанная почечно-печеночная недостаточность.
Слайд 9
Всасывание, распределение и выведение тиоловых токсинов из организма
регулируется в первую очередь на клеточном уровне за счет
механизмов мембранного транспорта от простой диффузии до активного транспорта через мембраны, чему в значительной мере способствует относительная легкость связывания металлов в катионной форме с мембранными и клеточными белками.
Слайд 10
Клиника и патологоанатомические изменения
При интоксикации тяжелыми металлами могут
возникать острое (редко встречается, около 20% всех случаев) и
хроническое заболевание.
При остром процессе наблюдаются поражения желудочно-кишечного тракта, обусловленные главным образом прижигающим действием ионизированных форм токсикантов. Местнораздражающее действие на слизистые оболочки присуще подавляющему большинству неорганических и органических представителей данного класса, в первую очередь в достаточной мере растворимых, хотя воспалительные эффекты в местах поступления в организм аэрозольных частиц тяжелых металлов (дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт) также достаточно выражены.
Слайд 11
Именно с этими патогенетическими механизмами связаны такие общие
симптомы, как болезненность при глотании, тошнота, рвота, металлический вкус
во рту, боль по ходу пищевода, в животе (преимущественно в эпигастральной области либо разлитая боль). В тяжелых случаях отмечается повторный жидкий стул, у 22% пострадавших уже в первые часы возникают пищеводно-желудочные и кишечные кровотечения.
При обследовании больных отмечаются гиперемия зева и задней стенки глотки, боль при пальпации шейного отдела пищевода, эпигастральной области, по ходу кишечника, чаще в нисходящем отделе толстого кишечника либо разлитая болезненность при пальпации живота. Такая боль наиболее патогномонична для интоксикаций свинцом, когда она может носить характер кишечной колики.
Слайд 12
Выделительный стоматит и колит обусловлены выделением тяжелых металлов
слизистыми оболочками полости рта и толстого кишечника. Он проявляется
темной сульфидной каймой на деснах, болями в полости рта, в горле при глотании, гиперемией, набуханием, кровоточивостью, изъязвлением десен, расшатыванием зубов, слюнотечением, увеличением и болезненностью при пальпации подчелюстных лимфатических узлов.
Выделительный колит варьирует от катарального до некротически-язвенного, иногда сопровождаемого повторными кишечными кровотечениями. Для соединений мышьяка более характерен острый холероподобный гастроэнтерит, который появляется вследствие местного (энтерального) токсического действия, приводящего к парезу капилляров стенок кишечника, повышению проницаемости сосудов и транссудации большого количества жидкости в просвет кишечника (гастроинтестинальная форма отравлений).
Слайд 13
Тошнота и рвота, ожог слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта —
наиболее частые признаки острых интоксикаций соединениями ртути, мышьяка и
меди. При интоксикации мышьяком рвотные массы имеют зеленый, а меди — голубой и голубовато-зеленый цвет.
Возможны парез лицевого нерва, нарушение конвергенции, птоз, атаксия, торможение рефлексов или их усиление, обильный пот.
Слайд 14
При подострой интоксикации клинические симптомы во многом сходны
с острым процессом, хотя несколько сглажены. Наступают они через
15–20, а иногда через 35 дней. При хронической интоксикации период бессимптомного течения болезни более длительный, затем наступают угнетение, атаксия, истощение животных. У птиц снижается или прекращается яйцекладка; у коров снижается молочная продуктивность; в крови уменьшается содержание эритроцитов и гемоглобина и отмечается лейкоцитоз.
Клинические симптомы при интоксикации тяжелыми металлами сходны с рядом инфекционных болезней: чумой свиней, болезнью Ауески, геморрагической септицемией, паратифом, лептоспирозом, отечной болезнью, гипо- и авитаминозами, и они характерны для нарушения функций центральной нервной системы и вегетативной иннервации, которые проявляются нервно-паралитическими явлениями. Отличается интоксикация от инфекционных болезней отсутствием в большинстве случаев температурной реакции.
Слайд 15
У павших животных при экспериментальном токсикозе гранозаном отмечают
выраженные истощения, западение глаз в орбиту, на подслизистой оболочке
языка, десен мелкие эрозии и гиперемия вокруг шатающихся зубов. В местах поражения кишечника, желчного пузыря и почек серозная инфильтрация рыхлой соединительной ткани, хорошо заметны пятнистые кровоизлияния на серозных и слизистых оболочках сетки и книжки, отек стенки сычуга. На слизистой оболочке сычуга и начальной части двенадцатиперстной, ободочной, слепой и в меньшей степени прямой кишок — дифтеритические наложения.
Печень неравномерно кровенаполнена, с участками дистрофии. Желчный пузырь геморрагически воспален, с дифтеритическим налетом. Почки увеличены, бледные, с участками застойного полнокровия. Миокард цвета вареного мяса, в эпикарде по ходу коронарных сосудов и в области верхушки сердца кровоизлияния, почти всегда резкое кровенаполнение сосудов и кровоизлияния в оболочках мозга.
Слайд 16
Почки увеличены, бледные, границы коркового и мозгового слоев
сглажены, селезенка неравномерно гиперемирована. Мышца сердца дряблая, бледная, в
полости сердца свернувшаяся кровь темно-вишневого цвета, в эпикарде единичные точечные кровоизлияния, легкие отечны, кровенаполнены. Сосуды головного мозга инъецированы, под твердой мозговой оболочкой незначительное количество кровянистой жидкости, вещество мозга отечное и тестообразное.
Слайд 17
Лечение и ветеринарно-санитарная экспертиза