Слайд 2
Религиозно –философские основы
Духовно-идеологическим выражением стали даосизм, особенно конфуцианство,
позже буддизм.
Дальневосточная цивилизация была самой устойчивой, просуществовав в
неизменной сущности своего основного социокультурного, в том числе и педагогического, содержания до ХХ столетия.
Слайд 3
Конфуцианство
Конфуций – Учитель Кун (551-479 до н.э.)
В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов
этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.
Слайд 4
Понимание сущности воспитания
По Конфуцию, прочность и жизненность общества
покоятся на правильном воспитании его членов, согласно их социальному
статусу: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Правильное воспитание являлось, по Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность.
Слайд 5
О задатках
Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку
возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам
Конфуций различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь — людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний.
Слайд 6
Черты идеального человека
Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием,
особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью,
богатой духовной культурой.
Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.
Слайд 7
«Беседы и суждения»
Его педагогические взгляды нашли отражение в
книге содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками,
которую учащиеся заучивали наизусть, начиная со II в. до н.э.
Оценка роли обучения:
«учиться без пресыщения, просвещать без устали»;
«учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»;
«учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно»;
«если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?».
Слайд 8
Обучение
Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге
учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и
явлений, на подражании образцам.
Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».
Слайд 9
«Книга обрядов»
Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно:
«Учитель и ученики растут вместе».
В главе книги «Книга
обрядов», озаглавленной «Об учении», изложены представления Конфуция о содержании школьного обучения.
Оно должно начинаться в возрасте 7—8 лет.
После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению;
Слайд 10
через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик
тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей;
через
5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику;
через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассуждениям;
через 9 лет, при завершении обучения, учащемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозаключения, «твердо стоять в науке».
Слайд 11
глава «Записка об учении»
Здесь сформулирован ряд педагогических принципов:
«если
не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не
преодолеть»;
«когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути; но не доводит до конца»;
«благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»;
Слайд 12
«если учиться, когда время ушло, то, как ни
старайся, не добьешься успеха»;
«питай почтение к последовательности, постоянно
служи своему долгу, и совершенство придет»;
«кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным ... он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»;
«если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.
Слайд 13
Конфуцианство, ставшее официальной идеологией государства, утверждало божественность верховной
власти, разделение людей на высших и низших. В основу
жизни общества ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.
Слайд 14
Система школьного образования
В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся
в Китае вплоть до начала XX в., система школьного
образования имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6—7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье.
Слайд 15
Школьное обучение
Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным
образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его
в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наизусть, была небольшая книга «Троесловие», составленная в XIII в.
Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотворной форме. Содержание этого учебного пособия представляло собой изложение начал философии, китайской классической литературы и истории. Здесь давалось краткое изложение основ конфуцианской морали, прославлялись древние мудрецы, приводились примеры, достойные подражания, упоминались важнейшие события древней истории Китая.
Слайд 16
Школа первой ступени
Помимо названных трех учебных пособий ученики
заучивали и некоторые другие тексты, содержание которых носило в
основном нравоучительный характер.
В стихотворной форме приводились «Упражнения для детей» для тренировки письма, «Речь для детей» — для чтения и декламации. На этом заканчивалось начальное обучение, которое обычно длилось 7—8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая.
Слайд 17
Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии
— искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для
большинства детей образование и заканчивалось.
По завершении начального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй ступени, условно говоря, в средней школе.
Слайд 18
Школа второй ступени
Обучение на второй ступени длилось 5—6
лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в
конфуцианское четверокнижие.
В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые
Слайд 19
Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось
весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер. Изучение
светских наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. Молодые люди в возрасте 18—19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.
Слайд 20
Базисные педагогические традиции
Дальневосточная цивилизация попыталась преодолеть противоречия, которые
несли с собой общественное разделение труда, имущественное расслоение и
социальное неравенство, дисгармония ценностных
ориентиров, разрыв естественных связей, не культивацией нового, а максимально возможной консервацией старого.
Это во многом определило содержание ее базисных педагогических традиций.
Слайд 21
Педагогика имела подчеркнуто традиционный характер, подчинявший себе и
ценностные ориентиры (так как традиция была объявлена высшей социальной
и культурной ценностью), и целерациональные (так как деятельность интеллекта ограничивалась традицией).
Обращение к интеллекту имело в своей основе стремление «исправить сердце».
Культ предков способствовал эмоциональному переживанию традиции, опредмеченной в текстах и ритуалах, формировавших стереотипы мышления и устойчивые навыки поведения.
Слайд 22
Человеческая индивидуальность воспринималась не как отличие и неповторимое
своеобразие, а как соответствие установленному эталону.
Педагогическая традиция Дальневосточной
цивилизации ориентировалась на социальность, воплощавшуюся в передаваемом из поколения в поколение опыте единения людей, живущих по заветам предков.