Слайд 2
Основные виды повышения квалификации педагогов
Слайд 3
Основные виды повышения квалификации педагогов
Слайд 4
Знания, теория, передовой опыт – хорошо, но как
это применять?
Проблема – необходимость практической отработки отдельных педагогических умений.
Решение
– обучение в профессиональной мастерской.
Назначение профессиональной мастерской – создание практической реализации теоретических знаний в грамотной практической деятельности на разных уровнях профессионализма педагогов.
Основной смысл – усвоение и присвоение педагогических умений.
«мастерская»
Мастерская является местом постижения секретов профессии, роста профессионализма.
Слайд 6
Профессиональная мастерская педагога
Слайд 7
Что дает педагогу участие
в работе мастерской?
Педагог расширяет
свой профессиональный опыт;
Идет переосмысление теоретических положений, умозрительных выводов через
практическую деятельность;
Эта работа способствует целенаправленному приращению опыта;
Дает возможность каждому педагогу конструировать грамотную профессиональную деятельность по средствам приобретенных профессиональных новообразований;
Развивает активность, инициативу.
Слайд 8
Слагаемые мастерской
Субъектные мастер-практик
профессионалы-коллеги
воссоздаваемая в модели профессиональная
деятельность
Объектные содержательные новообразования в профессиональном опыте
обучающихся
профессионализм мастера
предметные
практика
воспроизведение умения «здесь и сейчас»
присвоение идеи (преломление умения на себя)
Слайд 9
МОДЕЛЬ МАСТЕРСКОЙ
практика
опыт
практика
идея
опыт
подмастерье
мастер
Слайд 10
РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ
ИДЕЯ МАСТЕРА
Новая
идея
1
2
3
Научение новым умениям
Преломление на себя новых умений – рационализатор
Получение
через приобретенное умение новой идеи - новатор
Слайд 11
Классификация
I тип
по методу проведения
непосредственная – проводится в классе с
участием детей
опосредованная – «имитация» обучающего процесса
II тип по сфере умений
социально-психологическая сфера – формирование моторно-двигательных умений, речевых умений, умений педагогической техники и т.п.
сфера взаимодействия педагога с детьми – педтехнология и т.п.
сфера социально-личностного отношения – умения духовного порядка и т.п.
III тип по характеру присвоенного
опыта
Элементарная – выстраиваются элементы опыта
Аналитическая – праксиологический анализ
Новационная – выстраивание новационного опыта
Инновационная – выстраивание инновационного опыта
Слайд 12
Принципы и правила
ведения мастерской
Ценностно-смысловое равенство всех участников,
включая мастера — руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку:
самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Слайд 13
Принципы и правила
ведения мастерской
Предоставление свободы в рамках
принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных
этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Слайд 14
Принципы и правила
ведения мастерской
Диалоговость как главный принцип
взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а
диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Слайд 15
Принципы и правила
ведения мастерской
Организация и перестройка реального
пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи
каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.
Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с участниками — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Слайд 16
Элементарная мастерская – «мастерская построения знаний»
Мастер-педагог берет теоретический
аспект или разные позиции по данному аспекту, прочитывает и
поясняет положения практическими примерами.
Участникам мастерской раздаются выдержки из монографий и дается 30 мин., чтобы сделать анализ текста с практическими примерами, по аналогии с увиденным.
Также в элементарных мастерских можно давать умения работы по выстраиванию ассоциативных рядов и их анализу, умения проводить диагностику образовательного процесса, обучение выстраиванию и анализу рефлексии, составлению тестов, определению уровня обучаемости и обученности, умения ориентироваться в современной терминологии с преломлением ее на практику и т.п.
Такая мастерская может включать группу от 10 до 20 человек. Занятие длится около 1,5 ч.
Слайд 17
Аналитическая мастерская
В данной мастерской идет переосмысление практики педагогов,
дающих хорошие результаты.
Педагоги просматривают методику или метод, прием, который
улучшает профессиональную практику, делают совместный анализ и выявляют теоретические обоснования увиденному.
Педагоги апробируют, присваивая данное умение.
Например: элементы модульного обучения, методику КТД, метод педагогической поддержки, алгоритм создания ситуации успеха, педагогический инструментарий (голос, мимика, умение правильно выстроить мизансцены урока и др.).
Количество участников данной мастерской не может превышать 10 человек. Процесс обучения делится на 2 и более занятий, чтобы педагоги смогли практически отработать присвоенные умения.
Слайд 18
Новационная мастерсткая
Мастер-новатор показывает новацию: новый вариант или комбинацию
профессиональных умений, которая дает более эффективный результат в профессиональной
деятельности.
Потом мастером проставляются акценты на новом, повторно показываются с комментарием.
Каждый педагог-подмастерье пробует новое сочетание умений по очереди, мастер просматривает и вносит определенную коррекцию.
Домашним заданием будет отработка через внедрение в каждодневную практику усвоенного умения построения профессиональной деятельности.
По окончании срока отработки, мастер просматривает результат с последующим самоанализом и анализом.
Количество педагогов в такой мастерской – 5-6 человек. Временные рамки мастерской: 1 часть – до 1,5 ч. работает мастер, затем каждый педагог по 30 мин.; 2 часть – 1-2 недели - индивидуальная педагогическая деятельность; 3 часть – до 3 часов – просмотр результата.
Слайд 19
Инновационная мастерская
В данной мастерской обучаются педагоги с высокой
степенью профессионализма, а мастер является суперпрофессионалом, представляющим новую профессиональную
позицию, более прогрессивную, освоенную и методологически обоснованную
Мастером идет предъявление процесса: практическое, теоретическое, мировоззренческое.
Такие мастерские – длительные.
Содержание таких мастерских может наполняться умениями, необходимыми для следования по авторским программам, методикой педагогики ненасилия, нежной педагогики и др.
Слайд 20
Обязательные приемы мастерской
«Разрыв»
Психологическое состояние участника мастерской, при котором
ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа,
отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т. п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.
Слайд 21
Обязательные приемы мастерской
«Рефлексия»
«В психологии различают два типа рефлективных
процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков
(я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...»
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»), и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией.
Слайд 22
Обязательные приемы мастерской
«Творческий процесс»
В мастерской является главным технологическим
средством достижения цели обучения: накопления фактических знаний, приобретения опыта
исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др.
Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое.
Слайд 23
Обязательные приемы мастерской
«Ассоциации»
Большую роль в создании творческого процесса
в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации —
это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию».
Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.
Слайд 24
Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному
алгоритму
Алгоритм — «точное предписание о выполнении в определенном порядке
некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа».
Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида.
Слайд 25
Этапы мастерской
Индуктор
Индуктор — первое задание (проблемная ситуация-начало) в
мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
Есть два необходимых условия
такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
Слайд 26
Этапы мастерской
Самоконстукция и социоконструкция
Создание творческого продукта индивидуально (самоконструкция)
или в групповом взаимодействии (социоконструкция).
Основано на деконструкции и
реконструкции.
Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.
Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
Слайд 27
Этапы мастерской
Социализация
«Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем
участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.
п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Слайд 28
Этапы мастерской
Разрыв и рефлексия
Разрыв - сопоставление всеми участниками
полученных результатов. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих
знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение участниками соответствующих заданий.
Рефлексия - это отражение чувств, возникших у участников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате преодоления его волевым усилием.
Слайд 29
Индукция
Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация
Афиширование
Разрыв
Рефлексия
Алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 1 (классический)
Слайд 30
Слово мастера
индивидуальная работа с полученной информацией
работа с литературой
составление
и сбор вопросов по изученной теме
выбор вопроса каждой группой
работа
с литературой
панель - слово мастера
формулирование выводов
социализация.
Алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 2
Слайд 31
Индукция - панель - работа с литературой -
обсуждение в парах, а затем в группах - постановка
вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).
Алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 3
Слайд 32
Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы,
рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение
модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.
Алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 4
Слайд 33
Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый
просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование
проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.
Алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 5
Слайд 34
Разговор в группах по новой теме – панель
– в группах привести пример нового понятия – группы
обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.
Алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 6