Слайд 2
Ощущение
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в
отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а
так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие результаты.
Слайд 3
Ощущение - возникает только в результате изменений происходящих
в рецепторах под влиянием различных форм движения, либо самих
органов чувств, либо окружающей среды.
Слайд 4
Виды
Зрительная - отражение как ахроматических так и хроматических
цветов. Зрительная ощущение вызывается воздействием цвета, то есть электромагнитных
волн.
Слуховые - отражение звуков различной высоты, силы и различных качеств.
Слайд 5
Вкусовые - в процессе питания.
Обонятельные - отражение запахов.
Слайд 6
Осязательные – отражение механических свойств, которые обнаруживаются при
прикосновении трений о них ударе.
Слайд 7
Характеристика ощущений
Интенсивность – количественная характеристика ощущений которая определяется
силой действующего раздражений и функций состояния рецептора.
Продолжительность - временная
характеристика ощущений.
Слайд 8
Ощущение является источником знаний о мире и самих
себе. Способность ощущения имеется у всех живых существ, обладающих
нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у живых существ, имеющих главный мозг и кору головного мозга.
Слайд 9
Восприятие –
процесс отражения
предметов или явлений при их непосредственном воздействии
на органы чувств, при котором формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
Слайд 10
Свойства восприятия:
Константность
Предметность
Целостность
Обобщенность
Слайд 11
Константность -
независимость образа от условий
восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер
воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются.
Слайд 12
Предметность -
объект воспринимается как обособленное
в пространстве и во времени отдельное физическое
тело.
Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.
Слайд 13
Целостность –
внутренняя органическая
взаимосвязь частей и целого
в образе, при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.
Правила группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхеймером.
Слайд 14
Правила группировки частей в целостный образ:
Правило общей судьбы:
множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью
и
по одной траектории, воспринимается целостно.
Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе.
Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.
Слайд 15
Обобщенность –
отнесенность каждого образа к
некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает
надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса.
Это свойство позволяет не только воспринимать предметы, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.
Слайд 16
Восприятие как процесс категоризации.
Стадии процесса категоризации
Первичная категоризация
Поиск признаков
Подтверждающая
проверка
Завершение проверки
Восприятие есть
процесс принятия решения , основанный на использовании отличительных признаков. Свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующей категории. Категории различаются по их готовности. Перцептивная готовность минимизирует неожиданность внешней среды и максимизирует успех в опознании объектов.
Слайд 17
Все рассмотренные свойства восприятия не являются
врожденными и
формируются в течении жизни человека.
Острота зрения у младенца достигает
того же уровня, как у взрослого человека только к концу первого года жизни.
С 4-ех месячного возраста ребенок различает цвета: синий, зеленый, желтый и красный, но предпочтение отдает синему и красному.
Гибсон и Уок с помощью «зрительного обрыва» показали, что восприятие глубины у ребенка имеется уже с самого раннего детства.
Константность восприятия только к 10 годам достигает уровня восприятия взрослого человека. У 2-3 летнего ребенка воспринимаемая величина уменьшается с удаленностью предметов.
Слайд 18
Условия формирования адекватного образа:
активное движение глаз
обратная связь
минимум информации,
поступающей в мозг
сохранение привычной структурированности поступающей информации.
Слайд 19
Активное движение глаз
эксперименты Хелда и Хейна на котятах:
зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для
развития восприятия, необходимо активное движение;
исследование движений глаз при зрительном восприятии: человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры;
Слайд 20
Обратная связь
Эксперименты Стрэттона с искажающими очками.
Если испытуемому не предоставлять возможности практического взаимодействия с окружающей
средой во время ношения очков, то его восприятие либо не перестраивается вообще, либо незначительно. Но если человек активно взаимодействует с окружающими объектами, то неискаженное восприятие мира восстанавливается.
Слайд 21
Минимум информации.
Исследования по изоляции испытуемых от
раздражителей (сенсорная и перцептивная депривация).
При сенсорной депривации происходит утрата константности восприятия, нарушение цветового зрения, искажение восприятия формы и т.д. Это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный поток сигналов из внешней среды.
ВОСПРИЯТИЕ НЕ СВОДИТСЯ К ПАССИВНОМУ ПРИЕМУ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 22
Восприятие в условиях сенсорного дефицита
Наблюдения за восприятием космонавтов
(в условиях невесомости).
изменение восприятия положения собственного тела в пространстве;
значительные
ошибки в визуальной оценке расстояния;
Повышение разрешающей способности зрения и слуха в условиях дефицита информации может быть объяснено не только повышением чувствительности, но и тем, что изменяется степень доступности различных гипотез из-за нарушения соотношения потока информации из центра и периферии в сторону центра.
? Иллюзии и галлюцинации.
Слайд 23
Структуралистская теория (Титченер)
Ощущение - единица перцептивного образа
Гипотеза
суммации ощущений: восприятие группы простых стимулов состоит из суммы
тех ощущений, которые возникли бы при изолированном предъявлении каждого стимула, плюс образы, которые ассоциированы с ними
Аналитическая интроспекция - метод, предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях, характеризующийся принципом постоянства.
Мир восприятия состоит из элементов двоякого рода:
1) ощущений, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор;
2) образов памяти, которые представляют собой следы прежних ощущений.
Слайд 24
Гештальт-теория
БЮЛЕР К. ВЕРТГЕЙМЕР М. ГЕЛЬБ А. М. ДУНКЕР
К. КЁЛЕР В. КОФФКА К. КРЮГЕР Ф. ЛЕВИН К.
МИШОТТ А. Э.ПЕРЛЗ Ф. С. РУБИН Э. П.
Восприятие - это процесс динамически организованный, который подчиняется определённым законам и реализуется посредством определённых сил:
а) связывающие – интегрирующие отдельные части в зрительном поле в целостные фигуры;
б) сдерживающие – возникают в результате действия связывающих сил; эти силы противоположны.
Природа перцептивных сил объясняется с помощью принципа изоморфизма
Образ восприятия – это целостная структура, это не сумма частей, а результат динамичной (силовой) перцептивной организации её частей.
Законы перцептивной организации - динамические факторы, которые влияют на перцептивную организацию
Слайд 25
Теория восприятия Г. Гельмгольца
Первичный образ – это комплекс
сенсорных качеств, которые возникают в результате воздействия стимула на
органы чувств.
Образ представление – это образ памяти; основное его содержание – знание субъекта о свойствах предметов окружающего мира, которые он приобретает в процессе познавательной деятельности.
Образ восприятия – это результат процесса, который можно описать как синтез первичного образа и образа представления.
Восприятие - процесс бессознательного умозаключения
Все люди смертны – большая посылка –
Кай человек – малая посылка –
Кай смертен – заключение –
Образ представление о реальном существовании предметов, их форм и пространственной локализации
Первичный образ в данный момент времени
В данный момент времени в определённой точке пространства находится определённой формы реальный предмет
Слайд 26
Теория восприятия как циклического процесса (Найссер)
Восприятие – циклический
процесс поиска и отбора информации, который направляется схемами
Актуальная информация
Схема актуальная
модифицирует
выбирает
направляет
Когнитивная карта
Потенциально-доступная информация
Перцептивное исследование
Локомоции и действия
Когнитивная предвосхищающая схема – часть перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему.
Слайд 27
Объектные свойства предметов, воспринимаются в аспекте соотношения образа
восприятия предметов с их значением. Это свойство восприятия возникло
в процессе категоризации – это процесс отнесения единично воспринимаемых предметов по их признакам к более общему классу предметов.
Теория категоризации (Брунер)
1)первичная категоризация
2)поток признаков
3)подтверждающая проверка
4)окончательное подтверждение