Слайд 2
Учебные вопросы:
1) имидж политика как психологический феномен;
2) типичные
приемы из арсенала политиков;
3) психологическая характеристика пропаганды;
4) социальное влияние
в
условиях тоталитаризма.
Слайд 3
Имидж – образ человека, товара
или услуги, в
котором внимание
потребителей перенесено на
несущественные или на несущест-
вующие
аспекты.
Типичный политический имидж…
Эффективность каналов
коммуникации…
Слайд 5
«Черный пиар» – ложная
информация, приписываемая
чужому источнику.
«Серый пиар»
– информация из
неназванного источника.
«Белый пиар» – положительная информация от
своего имени.
«Розовый» – основан на иллюзиях, с уклоном в мифотворчество и легенды.
«Зеленый пиар» – экологической проблематики.
«Коричневый» – с националистическим уклоном.
Слайд 6
Психологические приемы из арсенала политического лидера (10):
- подчеркивание
своего сходства с отдельными группами электората;
- использование знаменитостей;
- демонстрация
персонального
подхода к избирателям;
- услуги и подарки как приглашение к «взаимному обмену»;
- большее обращение к эмоциям, чем к рассудку избирателей (доводы должны быть образными (наглядными, яркими, краткими, выразительными) и направленными на наиболее значимые потребности);
Слайд 7
- демонстрация патерналистской
позиции;
- привлечение правила «социального доказательства», подчеркивание,
что за него голосует большинство;
- подставная аудитория для эксплуатации
эффектов заражения и подражания;
- опора на образ врага,
«ответственного» за все беды
народа и собственные ошибки;
- лесть электорату, внушение ему
чувств величия и исключительности.
Слайд 9
(Веласкес «Венера с зеркалом»
и Мэри Ричардсон)
В 1918
году в Англии был введен
"Закон о представительстве
народов",
но полное равенство при голосовании женщины получили лишь в 1928 году.
Слайд 10
Г. Блумер:
Цель пропаганды - навязать некую установ-
ку или
ценность, которая начинает воспри-
ниматься людьми как нечто естественное,
истинное
и подлинное.
Правила пропаганды:
1) привлечь внимание;
2) преподнести объект в благоприятном свете;
3) использовать простые и отточенные образы;
4) постоянно повторять образы и призывы;
5) Не спорить, постоянно твердить одно и то же.
Три способа:
- подтасовка фактов и предоставление ложной информации;
- использование ингрупповых и аутгрупповых установок;
- Выстраивание ассоциаций между эмоциональными реакциями и предрассудками с пропагандистской миссией.
Слайд 11
Принципы тоталитарной пропаганды:
1) внушение народу чувства собственного величия
и превосходства над другими;
2) постановка великой цели в отдаленном
будущем и серии конкретных задач на отдельные временные отрезки;
3) культ героев, внушение массового энтузиазма и самопожертвования в борьбе;
4) создание образа органов власти как истинно народных, честных и мудрых;
5) конструирование образов врагов, ответственных за все проблемы и ошибки.
Слайд 12
6) представление инакомыслящих ( врагов власти) в виде
врагов народа;
7) восхваление высшего руководства, идеализация вождя. Качества вождя:
абсолютно честен, добр, справедлив, аскетичен, гениально прозорлив и мудр, несгибаемая воля, беспощаден к врагам и т.д.;
8) систематическая цензура в СМИ;
9) противопоставление собственных достижений зарубежным проблемам;
10) идеологизация всех сфер социальной жизни, подчинение их совокупности псевдонаучных догм.
Слайд 13
«Это цветок современной жизни, утверждение оптимизма и радости»
(Блез Сандар)
«Это громыхание палкой внутри помойного ведра» (Джордж Оруэлл)
«Это сильнейшее средство давления и оболванивания, в основе которого представление о человеке как о самом тупом из животных» (Жорж Дюамель)
«Это наука затемнять рассудок человека, пока ты не получишь от него деньги» (Стивен Ликок)
«Это оскорбляет наши взоры, развращает любую добродетель и подкупает всякую критику» (Поль Валери)
«Это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали» (Мартти Ларни)
«Это узаконенная ложь» (Герберт Уэллс).
Слайд 15
Учебные вопросы:
1) основные характеристики коммуникатора в рекламе;
2) способы
воздействия рекламы на потребителей;
3) необходимость учета особенностей аудитории.
Слайд 16
Схема анализа информации
по Гарольду Лассуэлу:
1) Кто? (передает
сообщение)
– Коммуникатор
2) Что? (передается)
– Сообщение
3) Как? (осуществляется
передача) – Канал
4) Кому? (направлено) – Аудитория
5) С каким эффектом? – Эффективность
Слайд 17
Выделяют два способа влияния в рекламе:
- прямой, основан
на аргументах, цифрах и фактах. Рассчитан на заинтересованную аудиторию
аналитичного склада ума. Предполагается эффект длительного согласия.
- косвенный, ориентирован не на размышления, а на эмоции аудитории. Используются яркие образы, привлекательные ораторы, символы престижности. Аргументы поверхностны. Обычно вызывает кратковременную реакцию, но возможен отсроченный эффект.
Слайд 18
Особенности коммуникатора в рекламе:
1) кредитность как сочетание компетентности
и честности. Это эксперт, не преследующий личной выгоды;
2) убедительность.
Более кредитными кажутся те, кто ведет себя уверенно, смотрит в глаза, говорит быстро;
3) внешняя привлекательность субъективно усиливает аргументацию;
4) сходство с потребителями обеспечивает «социальное доказательство» покупки товаров массового спроса;
5) ассоциативность с престижным образом жизни или социальной группой.
Слайд 19
Способы воздействия рекламы на потребителей:
1) ассоциация товара с
престижностью, статусностью;
2) игра на чувствах бережливости, расчетливости;
3) стимулирование азарта,
склонности к риску;
4) создание дефицита, конкуренции;
5) ссылка на отсутствие в товаре отрицательных свойств, в т.ч. и заведомо невозможных;
6) акцентирование на удовольствии и комфорте от использования товара;
7) пробуждение чувства страха за себя и за близких;
8) воздействие на подсознание клиентов (двойная звукозапись и проч.);
Слайд 20
9) привлечение символов научных и культурных достижений;
10) повышение
внешней привлекательности товара за счет использования посторонних веществ.
При косвенном
влиянии оперируют имиджем товара, человека или услуги – образом, в котором внимание потребителей перенесено на несущественные или несуществующих свойства, поддающиеся эмоциональной
окраске.