Слайд 2
Общая характеристика чувственного познания
Чувственное познание: ощущение и восприятие
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств
Восприятие (перцепция) – целостное отражение в виде образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств
Ощущение и восприятие
Источник познания
Основное условие нормального психического развития и психической деятельности человека
Слайд 3
Возникновение ощущений и образов восприятия
Рефлекторная теория
Образ конструируется!
Модель
перцептивного цикла
(У. Найсер)
НЕТ! Образ конструируется!
Модель перцептивного цикла (У.Найсер)
Стимулы – внешние воздействия
рецептор
Центр в коре головного мозга
Слайд 5
Роль активности в восприятии
Слепорожденные дети
Эксперименты Дж. Стрэттона
Эксперимент Р.
Хелда и
А. Хейна
Слайд 7
Свойства и виды ощущений
Основные свойства ощущений:
Содержание ощущений –
сенсорное качество
Интенсивность
Длительность
Пространственная локализация
Классификация ощущений:
По модальности: обоняние, вкус, осязание,
зрение, слух. Интермодальные ощущения.
По рецептивным полям:
Интерорецептивные
Проприорецептивные
Экстерорецептивные
контактные дистантные
Неспецифические виды ощущений (фоточувствительность кожи)
Слайд 8
Проблема измерения ощущений
Психофизика изучает количественные отношения между физическими
характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на
этот стимул
Пороги ощущений:
Нижний абсолютный порог ощущений
Верхний абсолютный порог ощущений
Дифференциальный порог ощущений
Закон Бугера – Вебера:
ΔI / I = const
Психофизический закон Г. Фехнера:
R=C log I
Г.Т. Фехнер (1801-1887)
Слайд 9
Нижний абсолютный порог ощущений
Нижний абсолютный порог – уровень
стимула, на котором
сенсорный сигнал обнаруживается в половине случаев
Интенсивность стимула
Верхний порог
Осознанные ощущения
Нижний порог
Субсенсорный диапазон
Отсутствие ощущений
Слайд 12
Изменение чувствительности
Формы изменения чувствительности:
Адаптация – понижение чувствительности (повышение
порога) сенсорной системы при длительном воздействии раздражителя
Сенсибилизация – повышение
чувствительности (снижение порога) сенсорной системы к длительно воздействующему раздражителю под влиянием внутренних факторов
Формы влияния ощущений друг на друга:
Взаимодействие ощущений – предшествующее ощущение может стимулировать или угнетать последующее
Синестезия – совместная работа органов чувств, при которой качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений
Ы У И А
Желтый белый
черный коричневый синий зеленый красный
Слайд 14
Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств
Двойственная природа образов восприятия:
Наличие сенсорного качества
Целостность
образа. Образ = простая сумма ощущений
Гештальтпсихология исследует проблему целостного анализа психики
Слайд 15
Свойства образов восприятия: фигура и фон
Фигурой кажется
объект меньшего размера, а фоном - большего
Фигура –
вещь с четкими контурами, фон – бесформенная субстанция
Фигура кажется ближе к наблюдателю, чем фон, который простирается за фигурой
Фигура вызывает больше ассоциаций, лучше запоминается, чем фон
Слайд 16
Свойства образов восприятия: фигура и фон
Слайд 17
Перцептивные феномены
(М. Вертгеймер)
Факторы, влияющие на выделение фигуры
из фона (законы восприятия):
1) Закон сходства 2)
Закон близости 3) Закон замыкания
4) Закон «вхождения без остатка» 5) Закон прегнантности
Слайд 18
Свойства образов восприятия
Предметность
Константность
Целостность
Структурность
Осмысленность
Активность
Куб Неккера
Апперцепция
Слайд 19
Осмысленность восприятия. Влияние установки
Слайд 20
Стадии обработки информации (восприятия)
Ощущение (преобразование физической энергии в
нервные сигналы)
Формирование перцептивного образа Перцептивная организация:
Коррекция частей изображения
Коррекция положения
изображения
Группировка изображений
Идентификация и опознание стимула (придание значения перцептам):
Один и тот же образ, возникающий на сенсорном уровне, может вызвать различные интерпретации.
Восприятие позволяет человеку преобразовать неоднозначные или неопределенные стимулы в ясные объекты
Слайд 23
Восприятие глубины
Дистальный стимул – физический объект окружающего мира,
трехмерный
Проксимальный стимул – зрительный образ на сетчатке, двумерный
В ходе восприятия мы опознаем дистальный стимул по информации, передаваемой проксимальным стимулом, проверяем различные гипотезы
Признаки:
Диспарантность изображения объектов на сетчатке (изменение горизонтальных позиций образа на разных глазах)
Конвергенция зрачков при фиксации на объекте
Слайд 25
Признаки изображения глубины
Окклюзия, или интерпозиция, — это признак,
который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет
частично закрывает другой
Относительный размер: больший объект кажется ближе
Относительная четкость и яркость: более четкие и яркие объекты кажутся ближе
Высота на плоскости рисунка: объекты, расположенные ниже, кажутся ближе
Линейная перспектива: параллельные линии сходятся на горизонте
Градиент текстуры: объект с меньшей плотностью текстуры кажется ближе
Двигательный параллакс: объекты, которые движутся быстрее, кажутся ближе
Слайд 26
Восприятие времени
Переживание настоящего момента («субъективное настоящее»)
Временная трансспектива
Чувство течения
времени:
Оценка времени
Последовательность событий
Одновременность
Факторы, влияющие на восприятие времени:
Возраст
Закон заполненного
временного отрезка (С.Л. Рубинштейн)
Закон эмоционально детерминированной оценки времени
«Интерес уменьшает кажущуюся длительность, скука увеличивает ее» (П.Фресс)
Слайд 27
Иллюзии восприятия
Оптико-геометрические иллюзии (Мюллер-Лайер):
Кажущиеся фигуры:
http://www.psy.msu.ru/illusion/
Слайд 28
Иллюзии восприятия: невозможные фигуры (треугольник Пенроуза)
Слайд 29
Иллюзия контраста
(иллюзия Г. Эббингауза)
Слайд 30
Иллюзии восприятия
Иллюзии восприятия размера
Иллюзии движения
Автокинетическое движение
Стробоскопическое движение
Идуцированное
движение
http://www.psy.msu.ru/illusion/size.html
Слайд 33
The McGurk Effect
Эффект Мака-Гурка (МакГурка) – это феномен
восприятия, который демонстрирует взаимодействие слуха и зрения при произношении
речи. Мак-Гурк утверждает, что восприятие речи мультимедийно, то есть включает информацию сразу из несколько органов чувств
http://illjuzija.ru/video/effekt-maka-gurka.html
Слайд 34
Виды образов
Представление – итог чувственного познания – образ
предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем
его воспроизведения в памяти или в воображении
Образы памяти
Эйдетический образ
Образы воображения
Образ (схема) тела
Фантомный образ
Последовательный образ
Галлюцинации
Слайд 36
Способность к восприятию
Приобретает ли ребенок способность восприятия только
в процессе обучения?
Появляются ли дети на свет с врожденной
способностью воспринимать «форму», или такие способности восприятия развиваются в результате обучения?
Слайд 37
Роберт Фэнц (R. Fantz)
1925-1981
«Камера смотрения»: на
что смотрит младенец и как долго он на ЭТО смотрит
Слайд 38
Сенсорные процессы новорожденных
Зрительная система:
Нечеткость различения объектов; низкая точность
детализации пространства; фиксированное фокусное расстояние
Слайд 39
Зрительная система
Предпочитают структурные объекты – простым; объемные
– плоскостным; движущие – неподвижным; ассиметричные – симметричным; изогнутые
– прямым
Слайд 40
Восприятие человеческого лица
Через 2-12 часов после рождения младенцы
распознает лицо своей матери, если видят и слышат мать
Слайд 41
Восприятие человеческого лица
Предпочитают смотреть на образ, напоминающий лицо;
предпочитают сложный образ лица (с 2-х мес.)
Слайд 43
Новообразования к окончанию кризиса новорожденности
Психологический критерий окончания кризиса
новорожденности
Социальная улыбка (30-40 день)
или
комплекс оживления (40-60 день):
эмоциональные реакции
двигательные реакции
предречевая вокализация
Слайд 44
Перцептивное развитие: интермодальное восприятие
Эксперимент Э. Мелтзофф и Р.
Бортон (1979 г.) с 29-дневными младенцами
Эксперимент Л. Барик (3-
4 мес.)
развитие
Способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии (2-4
мес.)
Постоянство объекта (после 5-7 мес.)
(Renée Baillargeon)
Слайд 46
Перцептивное развитие: постоянство размера
2.5 - 3.5 month olds
look longer at the Impossible Event (Rene Baillargeon)
Слайд 47
Восприятие глубины: методика визуального обрыва (Э. Гибсон, Р.Уолк)
Слайд 48
Восприятие глубины
Чувствительность к кинетическим признакам глубины (конец 1-го
мес.)
Чувствительность к бинокулярным признакам глубины (появляется между 2 и
3 мес.)
Чувствительность к
изобразительным признакам
глубины (7 мес.)
Слайд 49
Когнитивное развитие: развитие сенсорных систем
совершенствуется зрительное сосредоточение; усиливается
острота зрения; появляется четкое видение мира; прогрессирует способность к
фокусировке взгляда
совершенствуется восприятие цвета (2 -4 мес.); организует цвета в категории
увеличивается возможность дифференциации предметов по форме, сложности, объему, цвету, структуре
совершенствуется локализация звука в пространстве и слуховая дифференцировка