Слайд 2
Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры
бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость
и дух.
Актуальность проекта
Слайд 3
Цель проекта
Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал
о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления
и сшить бурятский женский костюм.
Слайд 4
Задачи проекта
Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа;
Собрать
материал о бурятской национальной одежде, об украшениях, орнаменте и
узорах;
Посетить этнографический музей, музей истории Бурятии;
Сшить бурятский национальный костюм.
Слайд 5
ТРАДИЦИОННАЯ
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА БУРЯТ - халат без плечевого
шва - зимний дэгэл и
летний тэрлиг.
Халат обычно шили
из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.
Слайд 6
На вороте пришивали от одной до трёх серебряных,
коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под
мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние - символ плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай.
Слайд 7
Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную
часть верхней полы (энгэр)
Обязательным атрибутом мужского халата были пояса.
Мужские
халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности.
Слайд 8
.
Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу
жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и
при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться.
Слайд 9
Мужские украшения:
Нож и огниво (хутага, хэтэ) –
чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили
в экипировку мужчин, составлявшими главную принадлежность мужчины- охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей.
Слайд 10
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Рубаха – самса,
халат - дэгэл,
безрукавка – уджэ -
строго соответствовала возрасту женщин и менялась с переходом из одного возраста в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.
Слайд 11
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались
матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.
В
возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Слайд 12
Летнее платье девушки несколько отличались по крою, но
в целом – это прямое платье из простой или
шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке.
Слайд 13
Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии
талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают
округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.
Слайд 14
Древнейшая магическая функция безрукавки - охранная: оберег молочных
желез и позвоночника - столпа, на которой
строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода.
Слайд 15
Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощённостью форм
и украшений. Безрукавка, как дополнение костюма, сохранялась.
Слайд 16
Украшения
Девушки носили от 10 до 20 косичек,
украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные
и золотые монеты и т.д.; в ушах – огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей – «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.
Слайд 17
Головные украшения: даруулга
или коралловый венок. Основа в виде
берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, чаще всего
темно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни – кораллы, янтарь, лазурит.
Слайд 18
Женский гарнитур «Сагаалган»:
полный женский гарнитур бурятской женщины
в старинном стиле.
Хиихэ, гуу большое, зурхэн гуу, дэнзэ,
два браслета, перстень, серьги.
Слайд 19
Височно-нагрудные украшения:
подвески, которые пришиваются к головным уборам
в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо,
шею и грудь с обеих сторон
круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько коралловых бус, концы завершались мелкими монетами.
Слайд 20
Украшения для рук:
Как мужчины, так и женщины
носили на руках кольца(бэhэлиг).
Кольцо- знак, имеющий свое символическое выражение
у всех народов, во всех культурах. Кольцо- круг- диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На эмблематическом уровне это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня.
Слайд 21
«Малгай»
головной убор для бурята - предмет, наделённый
особой сакральностью. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным
навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шёлковые кисти - символ животворных солнечных лучей.
Слайд 22
Национальный женский головной убор — это шапка, сшитая
из цветной материи, с выпушкой из меха бобра, выдры
и др. От верха шапки сзади спускалась шелковая красная кисть (цзалан).
Слайд 23
Национальную обувь (гутал) делали из юфтовой кожи или
из плиса с коротким голенищем; носок обычно был слегка
загнут вверх, чтобы не поранить землю, каблуки отсутствовали.
Слайд 24
«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие,
долголетие.
Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски
и монгольских "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения.
Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.
Слайд 25
Современные модельеры, художники - исходят из образности и
декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то
первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность.
Вот и в моём представленном костюме, больше декоративности.
Здесь я на уроке технологии за шитьём.
Слайд 27
Этот бурятский костюм я сшила сама
Слайд 28
Народный костюм —
значительная область традиционной
национальной культуры.
В костюме каждого народа отражаются его религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры.