Слайд 2
План:
1 – Сущность подхода;
2 – Принципы подхода;
3 –
Критерии/показатели подхода;
Слайд 3
1. Понятие о педагогической аксиологии
Аксиология - это философское
учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные,
культурные, духовные, нравственные и психологические ценности.
Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.
Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт явление», которые обусловливают развитие человека в обществе.
При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя.
Слайд 4
Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие
составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и
качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе».
Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообществе.
А утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества.
Слайд 5
Эти знания определяют ценностное сознание, ценностное отношение и
ценностное поведение личности.
Любая образовательная система тесно связана с
ценностями, без которых невозможно определение направлений развития сферы образования, построения педагогической науки.
Слайд 6
Принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии.
Принцип исторической
и социокультурной изменчивости образовательных ценностей:
Образование – исторический процесс. Накопленные
обществом социально значимые ценности передаются от одного поколения другому в процессе образования.
Для отечественного образования советского периода значимыми являлись идеологические ценности, которые утратили в настоящее время свою актуальность.
Для современной школы характерны такие ценности:
Слайд 7
Самоактуализация и саморазвития личности;
Формирование ее ценностных ориентаций, и
творческого потенциала.
Принцип взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей:
Любая образовательная система
существует в определенном социокультурном пространстве и взаимодействует с ним.
На передний план выступает идея развития ребенка через передачу ему общекультурных ценностей, пониманием им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.
Слайд 8
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы
ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила.
Особое внимание в образовательном процессе следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл.
Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности восприятия природы, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, и приобщить их ценностям прошлых поколений.
Слайд 9
Принцип соотнесения общественных и личностных ценностей:
Норма является внешним
регулятором поведения человека, чтобы должное стало предметом личных устремлений,
собственных убеждений человека оно должно быть пережито человеком.
Требование ответственного поступка означает, что каждое действие должно быть пропущено через нравственное сознание человека.
Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала» ?
Это стихотворение о том, что девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме.
Слайд 10
Это поведение, ответственное по отношению к близким людям.
Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством
людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых.
Предназначение человека заключается в признании единственности и претворении ее в жизнь ответственным поступком.
Принцип интеграции традиционных и инновационных ценностей:
Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Слайд 11
Однако, любая инновация так или иначе взаимосвязана со
старыми предшествующими формами деятельности, основана на них.
По отношению
к предшествующему инновации в образовании делятся на: замещающие, открывающие, отменяющие и ретронововведения.
Например: замена традиционной контрольной работы компьютерной проверкой знаний - заменяющая инновация.
А появившийся новый учебный предмет к примеру «Педагогическая аксиология» - открывающая инновация, создающая новую сферу деятельности.
Слайд 12
Примером отменяющей, закрывающей инновации может служить отмена домашних
заданий, а групповые формы работы на уроке, которые были
актуальны в 20 – е годы, затем утратили свою актуальность и сейчас вновь ее обрели, рассматриваются как ретронововведения
Названные принципы являются основой более полного обоснования иерархии ценностей образования, представляющей собой совокупность субъективных ценностей как образцов ориентации сознания и поведения школьников.
Слайд 13
Критерии (показатели)
аксиологического подхода в педагогике.
Слайд 14
Ценностное сознание
Ценностное сознание – форма отражения объективной действительности,
позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство
психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей.
Различается:
общественное сознание и сознание индивида.
объективно-познавательная и субъективно-эмоциональная деятельность сознания
Слайд 15
Мировоззрение – концептуально выраженная система взглядов человека на
мир. На себя и на свое место в мире.
«Только
осознающая личность способна осуществить ценностный способ управления своим поведением, своей деятельностью» (Жан-Поль Сартр)
Слайд 16
Ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации.
Ценностное отношение –
это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются
значимые для человека предметы и явления.
1 - К миру вещей, явлениям природы;
2 - К людям, явлениям социума;
3 - К самому себе.
Слайд 17
Классификация смысловых уровней отношения к другому человеку :
Доличностный
(эгоцентрический) уровень;
- Группоцентрический уровень;
- Просоциальный или Гуманистический уровень;
- Духовный
уровень.
Слайд 18
Ценностная установка – это осознание личностью своей внутренней
позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с
определенными ценностями.
Термин attitude (установка отношение) был впервые употреблен Уильямом Томасом и Флорианом Знанецким именно в значении направленности человеческой деятельности.
Слайд 19
Ценностная ориентация – система устойчивых отношений личности к
окружающему миру и к самому себе в форме фиксированных
установок на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества.
Ценностные ориентации раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребности, убеждения личности.
Слайд 20
Ценностное поведение.
Ценностное поведение – целенаправленные действия человека, внутренними
регуляторами которых являются ценностное сознание, отношение, установки, ориентации.
В ценностном
поведении отражается осознание своего долга перед обществом, осознание себя как частицы окружающего мира, понимание своей уникальности и значимости для него. В поступке как акте поведения выражается отношение к окружающим людям, явлениям, самому себе, к миру в целом.
Слайд 21
Регуляторами ценностного поведения являются любовь, самоуважение, гордость, честь,
мужество, совесть – общезначимые ценности, основанные на эмоциях.
Если
бы человек относился к ним равнодушно, они не были бы для него ценностями, так как для того, «чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально» (Кэррол Изард).
Слайд 22
Образование и Воспитание
Образование – процесс формирования образа бытия
и в его рамках – образа человека на основе
ценностного сознания, отношения, поведения личности; процесс усвоения нравственного знания, являющегося основанием действий и поступков человека.
Педагогическая аксиология рассматривает понятие «Образование» в качестве центрального, т.к. оно влияет на все остальные базовые процессы, происходящие в культуре и обществе.
Слайд 23
Нравственное знание в большей мере чем другие стороны
образования обладает возможностью содействовать общей цели воспитания «формированию истинной
человечности»
*Песталоцци
Слайд 24
Воспитание – передача старшими поколениями и усвоение новыми
поколениями способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений; целенаправленный
процесс формирования у личности социально значимых качеств.
Слайд 25
Концепция формирования воспитательного пространства жизнедеятельности человека, находящегося в
системе непрерывного образования:
Воспитательное пространство представляет собой пространство культуры, основанной
на традициях и новаторстве.
Традиции – то база для творчества, накопленный поколениями ценностный опыт.
Новаторство – преобразование, выход на новый уровень.
Слайд 26
Элементы организационной культуры:
- внутренние ценности, как реальные, так
и декларируемые, на основе которых развивается действие базисного механизма
воспитания;
- традиции, ритуалы, способствующие поддержанию определенного эмоционального настроя субъектов воспитательного пространства;
- правила и нормы поведения, которые формулируются, выполняются, контролируются всеми или подавляющим большинством субъектов воспитательного пространства;
- стиль управления, отвечающий ценностным представлениям субъектов воспитательного пространства;
- микроклимат, характер взаимоотношений (на основе свободного выбора, взаимоподдержки, соподчинения, признания прав других и т.п.).