Слайд 2
модель предметной области -
некоторая система, имитирующая структуру или
функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию –
быть адекватной этой области.
Слайд 3
Требования
к моделям предметных областей
1) формализация;
2) понятность
для заказчиков и разработчиков;
3) реализуемость;
4) обеспечение оценки эффективности реализации
модели.
Слайд 4
История возникновения стандарта IDEF0
IDEF0, как стандарт был разработан
в 1981 году в рамках программы автоматизации промышленных предприятий,
которая носила обозначение ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing) и была предложена департаментом Военно-Воздушных Сил США.
Семейство стандартов IDEF унаследовало свое обозначение от названия этой программы (IDEF=ICAM DEFinition).
Слайд 5
Практическая реализация IDEF
Обеспечение групповой работы над созданием модели
с участием всех аналитиков и специалистов, занятых в рамках
проекта.
Последняя редакция IDEF была выпущена в декабре 1993 года Национальным Институтом По Стандартам и Технологиям США (NIST).
Слайд 6
Основные элементы и понятия IDEF0
В основе методологии лежат
четыре основных понятия:
функциональный блок (Activity Box);
интерфейсная
дуга (Arrow);
декомпозиция (Decomposition);
глоссарий (Glossary).
Слайд 7
Функциональный блок
графически изображается в виде прямоугольника;
олицетворяет собой некоторую
конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы;
название каждого функционального блока
должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, “производить услуги”, а не “производство услуг”).
Слайд 8
.
Каждая из четырех сторон функционального блока имеет своё
определенное значение
1)Верхняя сторона имеет значение “Управление” (Control);
2) Левая сторона
имеет значение “Вход” (Input);
3) Правая сторона имеет значение “Выход” (Output);
4) Нижняя сторона имеет значение “Механизм” (Mechanism).
Каждый функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер
Слайд 9
Графическое изображение функционального блока
Слайд 10
Интерфейсная дуга
Отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком
или оказывает иное влияние на функцию.
Графическим отображением интерфейсной дуги
является однонаправленная стрелка.
Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование, которое должно быть оборотом существительного.
С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, определяющие процессы, происходящие в системе.
Слайд 11
Правила построения интерфейсных дуг
Правило 1
В зависимости от того,
к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она
носит название “входящей”, “исходящей” или “управляющей”.
Слайд 12
Правило 2
источником” (началом) и “приемником” (концом) каждой дуги
могут быть только функциональные блоки, при этом
“источник” - только выходная сторона блока, “приемник” - любая из трех оставшихся.
Слайд 13
Правило 3
любой функциональный блок должен иметь, по крайней
мере, одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую.
Слайд 14
Пример 1
При построении IDEF0 – диаграмм важно правильно
отделять входящие интерфейсные дуги от управляющих, что часто бывает
непросто.
Слайд 16
Декомпозиция
Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на
составляющие его функции.
Уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.
Декомпозиция
позволяет постепенно и структурировано представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм.
Слайд 17
Контекстная диаграмма
Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы
как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными
дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области.
Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором “А-0”.
Слайд 18
Цель и точка зрения
В пояснительном тексте к контекстной
диаграмме должна быть указана цель (Purpose) построения диаграммы в
виде краткого описания и зафиксирована точка зрения (Viewpoint).
Цель определяет соответствующие области в исследуемой системе, на которых необходимо фокусироваться в первую очередь.
Точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации
Слайд 19
Процесс декомпозиции (1)
Функциональный блок, отображающий систему как единое
целое, подвергается детализации на другой диаграмме.
Диаграмма второго уровня содержит
функциональные блоки, отображающие подфункции контекстной диаграммы, и называется дочерней.
Слайд 20
Процесс декомпозиции (2)
Каждая из подфункций дочерней диаграммы может
быть далее детализирована путем аналогичной декомпозиции соответствующего ей функционального
блока.
В каждом случае декомпозиции функционального блока все интерфейсные дуги, входящие в данный блок, или исходящие из него фиксируются на дочерней диаграмме. Этим достигается структурная целостность IDEF0 – модели