Слайд 2
Вопросы лекции:
Сущность и содержание профессиональной этики.
История становления профессиональной
этики.
Слайд 3
ЛИТЕРАТУРА
Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.,
2000.
Кропоткин П.А. Этика. Петроград, 1922.
Матковская И.Я. Проблемы развития прогрессивной
этической мысли России. Домарксистский период. М., 1990.
Слайд 4
Л.Н.Толстой:
«Долг определяется не тем, что сделано, но тем
как сделано. Мудрость долга в том, чтобы наилучшим образом
исполнять то дело, на которое человек поставлен жизнью»
Слайд 5
Профессиональная
(или прикладная) этика
это совокупность духовных
ценностей, моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов
Слайд 6
Профессиональная этика = деонтология (учение о долге)?
Термин «деонтология»
был введен И.Бентамом в 1834 г. и первоначально отождествлялся
с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали (в противоположность аксиологии - учению о ценностях ), и, наконец, как один из разделов этики.
Сегодня под деонтологией часто понимают моральные обязательства специалиста, то, что может быть сопряжено с опасностью, риском, физическим напряжением, перегрузками психики и пр.
Слайд 7
В чем основная задача ПЭ?
Она устанавливает стандарты поведения
специалистов для обеспечения высокого качества их работы, достижения наилучшего
результата для людей, надежность и эффективность товаров, работ, услуг.
Слайд 8
«Не навреди!»
Изначальный принцип всякой профессиональной этики,
ее
гуманистическое основание
Слайд 9
Профессиональная деятельность
является обязательной и ответственной, но вместе с
тем добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые
подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют моральный долг.
Слайд 10
Потребности – нужда человека в чем-либо
Слайд 12
Составляющие профессионализма:
Востребованность – спрос на профессию.
Компетентность –
знания, умения, навыки.
Пригодность – природное соотв. Ч. виду
проф. деят.
Удовлетворенность - условие самореализации личности.
Успешность – способности и воля в самореализации.
Профессиональная культура – система ценностей, которой специалист руководствуется в своей деятельности.
Культура профессионального мышления включает:
– владение специальными методами;
– широту интересов;
– деловую культуру, культуру поведения.
Сущность профессионализма включает нравственную доминанту: понимание своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести.
Слайд 13
Профессиональная этика и
кодекс поведения
Задачи:
Обеспечение
нравственного характера взаимоотношений между людьми, вытекающие из их профессиональной
деятельности.
Поддержка престижа профессиональных групп в обществе.
Стремление выработки и закрепления моральных норм, регулирующих отношение членов групп друг к другу.
Слайд 14
Виды профессиональной этики
Медицинская
Экономическая
Юридическая
Педагогическая
Психологическая
Журналистская
Воинская
И ДРУГИЕ!
Слайд 15
Структура профессиональной этики
Общее
Особенное
Слайд 16
На становление профессиональной этики оказывали влияние:
Жизненный опыт
Общественная мораль
Философия
Религиозная
этика
Экономика
Слайд 17
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПЭ
ПЭ в своем содержании отражает процесс
развития морали.
Развитие ПЭ носит исторический характер и соответствует основным
этапам развития духовной культуры, философии.
Всему развитию ПЭ свойственна историческая преемственность.
Развитие ПЭ характеризуется внутренней противоречивостью, вытекающий из несовпадения культурных, деловых, нравственных позиций членов проф. сообщества.
Источником развития ПЭ служит постоянно существующее противоречие между должным и сущим.
Слайд 18
Древний мир
специальная деятельность, от результата которой зависели судьбы
и сама жизнь людей, не только передавалась практически путем
подражания, но и в первую очередь подвергалась сакрализации.
Слайд 19
АНТИЧНОСТЬ
Поворот философии к проблеме человека.
Слайд 20
Отличительные черты этики Античности
Принцип эвдемонизма – счастье, блаженство
как смысл человеческой жизни. (Демокрит, Сократ, Аристотель, стоики, Спиноза,
Гольбах).
Принцип гедонизма – стремление к наслаждению внутренний импульс, движущая сила развития (Аристипп, Эпикур, Гоббс, Локк).
Принцип аскетизма – ограничение мирского и сосредоточение на духовном (Платон, Зенон, Диоген Синопский).
Слайд 21
Формирование этических представлений
о том, что реальную помощь людям
вообще может оказать не всякий человек, а тот, который:
специально обученный,
усердный и терпеливый,
сообразительный,
небезразличный к другим,
готовый к самопожертвованию.
Слайд 22
Профессионализм и отношение к труду
Отношение
к труду не всегда было положительным.
Христианская библейская
книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова» (II в. до н.э.)
«Корм, палка и бремя для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы».
В др. Греции непрофессиональный труд по ценности и значимости находился на самой нижней ступеньке.
В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а ад представлялся как вечная жизнь без труда.
Профессиональный труд всегда этически нагружен.
Слайд 23
Объект деятельности - человек
Именно в медицине впервые возникают
представления о несовместимости с врачеванием злоупотребления доверием больного, манипулирования
его волей, необходимости заботы о непричинении боли, которую можно избежать, также как и невольного вреда.
Постепенно эти требования складывались в кодексы, уставы профессиональных цехов, сочетавшие как специальные сведения, описания рецептов и технологий, так и моральные обязательства, и запреты для профессионалов.
Слайд 24
Средневековье
Профессионализм получает новый импульс в связи с
распространением Христианства. Строительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и
кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей.
В этой необходимости «трудиться для Бога» (а не для себя) - и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры.
Слайд 25
Религиозные корни профессиональной этики
Вера во всемогущего, всеведущего Бога
придаёт целостность духовному миру личности, которой предпосылается постоянная религиозная
рефлексия: угоден ли Господу поступок, деяние, намерение?
В этой связи формируется представление о том, что «Плохой человек не может сделать хорошую вещь», поскольку все, что делается людьми, то делается с Божьей помощью, а Господь помогает только истинно верующим.
Слайд 26
Мастерство в Средневековье
- оценка профессиональной и духовной
зрелости человека, основанная на приоритете моральных качеств.
Мастер -
это не только лучший профессионал, но и Учитель, Наставник (воспитатель), Хранитель Рецепта, тот, чей авторитет бесспорен, кому доверены честь и судьба всего профессионального цеха.
Слайд 27
АСКЕТИЗМ В ИСЛАМЕ
В исламе аскетизм обозначается термином зухд (араб. زهد), а
аскеты называются захидами.
Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности
в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него.
Слайд 28
АСКЕТИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ
Аскетизм — это напряженное усилие
человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения
и Царства Небесного.
Христианство сохранило это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения.
Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нём останавливай свое внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием».
Слайд 29
АСКЕТИЗМ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ
В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется мирской
Аскетизм.
Главная ценность человеческой жизни – труд.
Необходимость работать добросовестно и усердно есть добродетель человека.
Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.)
Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности.
Слайд 30
Вильфредо Парето об аскетизме
Люди вынуждены
подавлять многие свои желания, будучи не в состоянии удовлетворить
их все. Природа вложила в человека столько желаний, что средства для их удовлетворения всегда недостаточны. Чувства, подчиняющие желания дисциплине, подобные склонности к самоотверженности и самопожертвованию, общественно полезны. Но когда эти чувства получают чрезмерное развитие, они приводят к Аскетизму.
Слайд 31
Новое время
Новая теория морали (Т.
Гоббс) – теория общественного договора:
– мораль посюсторонняя;
– мораль не
изначальная;
– нуждается в объективном анализе;
– выводится из реальных поступков людей.
Слайд 32
Новое время
Человек изначально эгоистичен, в силу
этого каждый стремится к обладанию.
Ситуация борьбы каждого
против всех. Но разумом Ч. понимает, что абсолютный эгоизм невозможен и в этой борьбе против всех можно погибнуть. Поэтому люди вступают в состояние общественного договора, который обеспечивает условие их выживания.
Правовые законы, государство, нравственные нормы – формы общественного договора, формы добровольного самоограничения.
Т. Гоббс «Левиафан»
Слайд 33
Новое время
профессионализм получает статус морального принципа и стал
означать:
высокое качество производимого продукта, услуг, профессиональных достижений;
безупречное владение
профессией, всем, что с ней связано, своеобразную одержимость делом, приоритет расходов на оснащение «инструментарием»;
верность профессиональному долгу, т.е. гуманным целям профессии, понимание ее как «служения» делу, людям, Родине;
добросовестность, скрупулезность, ответственность;
уважение и доверие другим профессионалам (профессионал во всем стремится иметь дело с профессионалами, а не дилетантами);
Слайд 34
стремление во всем (даже за пределами профессии) к
почти профессиональной основательности;
энергичность, творчество, стремление к новому, постоянное
повышение квалификации, осведомленность обо всем новейшем в своем деле;
честная конкуренция с другими профессионалами: хочешь больше зарабатывать - лучше работай!
уважение коллег, сотрудничество и взаимопомощь в рамках профессионального цеха
трудолюбие в сочетании со «здоровым» образом жизни, умением отдыхать, восстанавливаться .
Новое время (продолжение)
Слайд 35
Новейшее время
Новый качественный этап в жизни цивилизации –
информационная эпоха
Управление обществом с позиций идеи самоорганизации
Общая тенденция всех
профессиональных сфер – развитие саморегулирования