Слайд 3
Что такое теория игр?
Теория игр представляет из себя
сложное многоаспектное понятие, поэтому представляется невозможным привести толкование теории
игр, используя лишь одно определение. Рассмотрим три подхода к определению теории игр.
1.Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх.
2.Теория игр - это раздел прикладной математики, точнее - исследования операций.
3.Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации - конкурентоспособность.
Слайд 5
«Камень, ножницы, бумага»
Например, в «Камне,
ножницах, бумаге» нет равновесия по Нэшу: во всех ее
вероятных исходах нет варианта, в котором оба участника были бы довольны своим выбором. Тем не менее, существует Чемпионат мира и World Rock Paper Scissors Society, собирающее игровую статистику. Очевидно, что вы можете повысить свои шансы на победу, если будете что-то знать об обычном поведении людей в этой игре.
Слайд 6
Смешанные стратегии и спорт
Более серьезных примеров смешанных стратегий
очень много. Например, куда подавать в теннисе или бить/принимать
пенальти в футболе. Если вы ничего не знаете о вашем сопернике или просто постоянно играете против разных, лучшей стратегией будет поступать более-менее случайно.
Слайд 7
«Дилемма заключенного»
Берто и Роберт были арестованы за ограбление банка, не сумев
правильно использовать для побега угнанный автомобиль. Полиция не может доказать,
что именно они ограбили банк, но поймала их с поличным в украденном автомобиле. Их развели по разным комнатам и каждому предложили сделку: сдать сообщника и отправить его за решетку на 10 лет, а самому выйти на свободу. Но если они оба сдадут друг друга, то каждый получит по 7 лет. Если же никто ничего не скажет, то оба сядут на 2 года только за угон автомобиля.
Слайд 8
Практическое применение: Выявление социопатов
Здесь мы видим основное применение теории
игр: выявление социопатов, думающих лишь о себе. Настоящая теория игр — это мощный
аналитический инструмент, а дилетантство часто служит красным флагом, с головой выдающим человека, лишенного понятия чести.
Настоящая проблема дилеммы заключенного в том, что она игнорирует данные.
Слайд 9
Битва полов
Игры интереснее, когда у них нет строго доминирующей
стратегии. Например, битва полов. Анджали и Борислав идут на свидание, но не могут
выбрать между балетом и боксом. Анджали любит бокс, потому что ей нравится, когда льется кровь на радость орущей толпе зрителей, считающих себя цивилизованными только потому, что они заплатили за чьи-то разбитые головы.
Слайд 10
Равновесие Нэша
Равновесие Нэша — это набор ходов, где никто
не хочет сделать что-то по-другому после свершившегося факта. И если мы сможем заставить
это работать, теория игр заменит всю философскую, религиозную, и финансовую систему на планете, потому что «желание не прогореть» стало для человечества более мощной движущей силой, чем огонь.
Слайд 11
Практическое применение: сначала думайте
В этом вся суть теории игр. Не обязательно
выиграть и тем более навредить другим игрокам, но обязательно сделать лучший
для себя ход, независимо от того, что подготовят для вас окружающие. И даже лучше, если этот ход будет выгоден и для других игроков. Это своего рода математика, которая могла бы изменить общество.
Интересный вариант этой идеи — распитие спиртного, которое можно назвать Равновесием Нэша с временной зависимостью. Когда вы достаточно много пьете, то не заботитесь о поступках других людей независимо от того, что они делают, но на следующий день вы очень жалеете, что не поступили иначе.
Слайд 12
Игра в орлянку
В орлянке участвуют Игрок 1 и Игрок 2. Каждый
игрок одновременно выбирает орла или решку. Если они угадывают,
Игрок 1 получает пенс Игрока 2. Если же нет — Игрок 2 получает монету Игрока 1.
Выигрышная матрица проста…
…оптимальная стратегия: играйте полностью наугад.
Слайд 13
Практическое применение: Пенальти
В футболе, хоккее и многих других играх, дополнительное
время — это серия пенальти. И они были бы интереснее, если бы строились
на том, сколько раз игроки в полной форме смогут сделать «колесо», потому что это, по крайней мере, было бы показателем их физических способностей и на это было бы забавно посмотреть. Вратари не могут чётко определить движение мяча или шайбы в самом начале их движения, потому что, к огромному сожалению, в наших спортивных состязаниях роботы все еще не участвуют. Вратарь должен выбрать левое или правое направление и надеяться, что его выбор совпадет с выбором противника, бьющего по воротам. В этом есть что-то общее с игрой в монетку.
Слайд 14
Вывод
В основе теории игр лежат ситуации принятия стратегических
решений. Результат зависит для каждого из игроков и от
того, какие стратегии выберут его партнеры по игре. Интересны ситуации, когда кооперация выгодна для всех, но каждый из игроков пытается выиграть за счет другого (других), не вступая в кооперацию. Когда все ведут себя таким образом, тогда все оказываются в худшем положении по сравнению с тем, которое было бы достигнуто при кооперировании. Многие экономические, военные, политические, биологические ситуации могут быть представлены в виде подобных игр.