Слайд 2
Вопрос 1. Проблема сознания в философии: происхождение и
сущность. Вопрос 2. Мышление и язык.
Слайд 3
Проблема сознания в философии Подходы к пониманию сознания в
истории Физикализм – сознания, как самостоятельной субстанции не существует,
оно есть порождение материи и может быть объяснено с точки зрения физики (Фохт «мозг выделяет мысль, как печень - желчь»). Солипсизм – сознание индивида – единственная достоверная реальность. Весь материальный мир – его порождение (Дж.Беркли, Д.Юм, Й.Фихте и др.).
Слайд 4
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так
и материи, но рассматривает сознание как часть «мирового сознания». Умеренный
материализм. Сознание - особое проявление материи отражать саму себя («теория отражения» - в ней признается качество идеальности сознания).
Слайд 5
Основные определения сознания 1. Концепция отождествления сознания с знанием:
все, что мы знаем, – это сознание, и все,
что мы осознаем, – знание. Но: современная философия и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. 2. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета «Я» в собственных действия 3. Когнитивная психология: сознание отождествляется с вниманием.
Слайд 6
Сознание и мышление: Сознание - способность субъекта соотносить себя
с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя
ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта (сознания и мира). Мышление – способность мыслить, т. е. фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Таким образом, сознание – необходимая предпосылка для мышления и включает в себя мышление как необходимую часть.
Слайд 7
Вопрос 2. Мышление и язык Социальное единство человечества основано,
на использовании им языка, координирующего человеческую деятельность. У людей
в лингвистическом поле возникают слова, которые позволяют координировать коммуникативное поведение.
Слайд 8
У других живых существ возникают другие средства коммуникации,
но у всех, кроме человека, они носят врожденный, инстинктивный
характер. Они передаются только генетически, а у людей и генетически и через культуру. Социальная жизнь человека и присущая ей лингвистическая сопряженность порождают наш разум, наше сознание.