Слайд 3
Получение вдохновения
(Getting inspiration)
Слайд 4
Проводите исследования
Делайте исследования, над чем люди работали или
похожие проекты.
Google is your friend in this adventure.
Не надо
искать, что другие сделали, чтобы потом просто скопировать.
Необходимо найти, где их идеи рушались.
Какие части их проекта могут быть полезны в вашем.
Слайд 5
Обратите внимание на то, что делали новаторы
Ищите то,
что находится на переднем крае и техники, как другие
экспериментировали с этим
Можно пробовать аналогично экспериментировать
Слайд 6
Сменить обстановку
Смена обстановки может помочь думать по-другому
Слайд 7
Keep a journal next to your bed.
Хорошая идея
может «подкрасться» неожиданно, будь готов сразу записать/надиктовать ее или
рассказать близкому другу
Идея может достаточно быстро улетучиться, стоит только кому-то/чему-то вас отвлечь
Идея может прийти во сне
Слайд 8
Take breaks!
Важно делать перерывы, чтобы сохранить ваш мозг
ясным.
Много времени думаешь о придумывании идеи, сосредоточившись на факте
придумывания. Это реально мешает думать =)
Можно убраться дома.
Поговорить, но не о идее и проектах (coffee break)
Слайд 9
Рекомендации по проведению мозгового штурма (brainstorm)
В мозговом штурме
(brainstorm) участвуют ведущий (модератор) и 2 группы людей
модератор
критики-аналитики
Генераторы
идей
Всего - не более 6-10 чел. разных специальностей
Слайд 10
Требования к генератору идей
непрерывно выдвигать идеи по поставленной
проблеме или задаче.
выдвижение по широкому спектру тем большого количества
идей, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий
Использование ранее выдвинутых идей другим генератором
Слайд 11
Требования к генератору идей
Должна быть присуща вера в
то, что лучшие идеи ещё впереди, оптимизм
Недопустимо включать в
группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов.
Слайд 12
Отбор генераторов идей и формирование группы
По психологическим признакам
творческой личности, личные наблюдения, тесты
Типичный генератор активно выдвигает идеи
по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики ("фонтан идей")
Теневой генератор - активно выдвигает идеи индивидуально.
Инертный генератор - положительная установка на творчество, но нет опыта, низкий уровень притязаний.
Слайд 13
В ходе учебного мозгового штурма (brainstorm).
Группе людей рассказывается о
задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в
какой группе он хотел бы видеть себя и других присутствующих.
Разнообразие опыта (желательно наличие людей с разным образованием - экономистов, программистов, дизайнеров и т.д.)
Желательно иметь в группе генераторов женщин и мужчин.
Недопустимо наличие в группе генераторов идей отношений служебной подчинённости.
Слайд 14
Требования к участнику: критик-аналитик
выявление рационального зерна в каждой
предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории
и практики
понимания специфики проблемы (задачи)
способности к обобщению
Задача критика-аналитика
Слайд 15
Требования к участнику: критик-аналитик
Ему должна быть присуща вера
в то, что лучшая идея - это та, которая
анализируется в данный момент, оптимизм.
Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами.
Очень часто самое ценное в мозговом штурме (brainstorm) - новое направление поиска, а не конкретное решение.
Как найти такого?
Слайд 16
Требования к участнику: ведущий (модератор)
Отвечает за процедуру и
регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников -
"перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.
Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).
Управляет процессом поиска идей (необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).
Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма (brainstorm).
Слайд 17
Правила для участников мозгового штурма (brainstorm)
Стремитесь высказывать максимальное число
идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте
свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек.
Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобыл! Так ещё никогда не делали!…)
Слайд 18
Техники брейншторма
Не пытайтесь брейнштормить с холодного старта (Это
как сразу начать бежать на полной скорости без легкой
пробежки).
1. Warm up
Слайд 19
Техники брейншторма
Нужно достичь состояния аналогичного, когда вы делаете
Wish List
1. Warm up
Слайд 20
Техники брейншторма
Поставьте себя на место вашего конкурента
Что ты
будешь стараться делать лучше, что изменить
2. Change your perspective
(Измените свои взгляды)
Слайд 21
Техники брейншторма
Отметьте ваши преграды к достижению цели
3. Introduce
roadblocks.
Слайд 22
Техники брейншторма
Попробуйте придумать по крайней мере 5 идей
к каждой категории.
4. Create idea categories.
Слайд 23
Техники брейншторма
Попробуйте написать обзор или анализ того, что
вы хотите создать.
5. Write analysis or review.
Слайд 24
Техники брейншторма
6. Bring an old technique into the
new age.
Слайд 25
Техники брейншторма
6. Use an online idea generator.
http://ideagenerator.creativitygames.net/
Слайд 26
Техники брейншторма
6. Use an online idea generator.
Слайд 27
Техники брейншторма
6. Use an online idea generator.
Может быть
полезен на старте
Используется для Warm Up
Не чувствуйте себя обременённым
и связанным, идеями которые он предлагает (слова)
http://ideagenerator.creativitygames.net/
Слайд 28
Правила для участников мозгового штурма (brainstorm)
Оказывайте предпочтение не логическому
мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых
разны направлениях. Возможно всё!
Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
Обеспечивайте между участниками мозгового штурма (brainstorm) свободные, дружеские и демократические отношения. Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.
Слайд 29
Организация проведения мозгового штурма (brainstorm)
Приглашать на участие в мозговом
штурме (brainstorm) надо за
2-3 дня. Нежелательно сообщать формулировку
задачи.
Помещение: закрытое на ключ, без посторонних шумов и без телефонов. Тёплая, уютная обстановка. В помещении не должно быть никаких посторонних людей!
Флипчарт или доска.
Слайд 30
Оформление результатов мозгового штурма (brainstorm)
Слайд 32
Этапы мозгового штурма (brainstorm)
Продолжительность сеанса мозгового штурма (brainstorm) -
1,5 -
2 часа
представление участников друг другу (новичков - с лестными
характеристиками) и ознакомление их с правилами проведения мозгового штурма (brainstorm) (5-10 мин.)
постановка проблем ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин.)
1. Этап генерации идей
Слайд 33
Как формулировать задачи
Представить проблему надо в таком виде,
чтобы она не вызывала психологических барьеров (без специальных терминов),
снять уровень ответственности за свои предложения.
При представлении проблемы должны быть чётко сформулированы 2 момента:
Что в итоге желательно получить или иметь.
Что мешает получению желаемого.
Слайд 34
Виды формулировки проблемы
В виде формулировки проблемы-аналога.
Формулирование проблемы в
обобщённом виде.
Проблема как она дана (самый слабый вид формулировки).
Слайд 35
Этапы мозгового штурма (brainstorm)
Продолжительность сеанса мозгового штурма (brainstorm) -
1,5 -
2 часа
С) проведение мозгового штурма (brainstorm) (20-30 мин.).
1. Этап
генерации идей
Слайд 36
Обычно фиксируются следующие фазы мозгового штурма (brainstorm):
Включение
Наполнение
Прорыв (новое
оригинальное направление)
Индукция (идеи после окончания штурма).
Этапы мозгового штурма (brainstorm)
1. Этап
генерации идей
Слайд 37
D) перерыв 10 мин.
E) Составление отредактированного списка идей
(предварительный анализ и индукция: наиболее приемлемые и легко реализуемые
идеи для решаемой задачи; наиболее эффективные идеи; перспективные и т.д.) (30-45 мин.)
Этапы мозгового штурма (brainstorm)
1. Этап генерации идей
Слайд 38
Продолжительность - до недели.
Этапы мозгового штурма (brainstorm)
2. Этап анализа
идей
Процедуры этапа анализа для каждой идеи:
Уяснение идеи в виде,
сформулированном на этапе генерации.
Обобщение идеи. Выявление принципа. (Ведение классификации принципов, дополнение классификации).
Оценка перспективы принципа (обязателен специалист).
Наполнение принципа конкретным содержанием (желателен специалист).
Развитие полученной идеи (не для всех идей).
Слайд 39
Продолжительность - до недели.
Этапы мозгового штурма (brainstorm)
2. Этап анализа
идей
Желательно вывести идеи на одинаковый уровень общности, например:
Формулировка целей
и целей альтернатив.
Обобщённые (функциональные) принципы достижения цели.
Структурные принципы реализации функции.
Физические принципы реализации структуры.
Технические устройства, осуществляющие каждый принцип.