Слайд 2
ЯЗЫК, КОТОРЫМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЧЕЛОВЕК В ПОВСЕДНЕВНОМ ОБЩЕНИИ, ЯВЛЯЕТСЯ
НЕ ТОЛЬКО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ФОРМОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО,
НО И СЛОЖНОЙ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМОЙ.
ПОНИМАНИЕ ЗНАКОВЫХ СВОЙСТВ ЯЗЫКА НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА И ПРАВИЛА ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ.
ЗНАК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ ПРЕДМЕТА В ЦЕЛЯХ ОБЩЕНИЯ, ЗНАК ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРЯЩЕМУ ВЫЗВАТЬ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА ОБРАЗ ПРЕДМЕТА ИЛИ ПОНЯТИЯ.
Слайд 4
ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК МОЖЕТ БЫТЬ ЗНАКОМ КОДА
И ЗНАКОМ ТЕКСТА.
Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных
в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.
Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.
Слайд 5
Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий.
Слова - это самые многочисленные и главные знаки в
языке. Другие единицы языка также являются знаками.
Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
Слайд 7
Слово — тень дела.
Демокрит
Цени слово. Каждое может быть
твоим последним.
Лец. С.Е.
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
Толстой
Л.Н.
Слово, удержанное тобою, — раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, — господин твой.
Хафриз
Словами подобает скрашивать зло.
Овидий
Слайд 8
СЕМИОТИКА, ИЛИ СЕМИОЛОГИЯ - НАУКА, ИССЛЕДУЮЩАЯ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ
ИНФОРМАЦИИ, СВОЙСТВА ЗНАКОВ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ, А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫЕ ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, СИСТЕМЫ МИФОВ, РИТУАЛОВ), ПРИРОДЕ (КОММУНИКАЦИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ) ИЛИ В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ (ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ДР.). ИНЫМИ СЛОВАМИ, СЕМИОТИКА - ЭТО ТЕОРИЯ ЗНАКОВ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ.
Слайд 9
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ…
Идея создания науки о знаках возникла
почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики
считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839–1914), который и предложил ее название.
Слайд 10
ИДЕИ ПИРСА…
Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной
и тяжелой для восприятия форме, да к тому же
в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч. Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р. Карнап, А.Тарский.
Слайд 11
ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ…
Основы этой науки были заложены еще представителями
античной и средневековой философии. Основные принципы семиотики в XIX
в. сформулировал американский философ Чарльз Сандерс Пирс. В ХХ в. семиотика получила лингвистического уклона под влиянием идей лингвистов Фердинанда де Соссюра и Луи Ельмслева, и философского уклона под влиянием идей американского философа Чарльза Морриса.
Слайд 12
СЕМИОТИКА наука о знаках. Семиотика появилась в
начале 20 в. и с самого начала представляла собой
метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.
Несмотря на формальную институционализацию семиотики
(существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно
проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным.
Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.
Слайд 14
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА СЕМИОТИКА? ( НА ОСНОВЕ
ЛЕКЦИИ СВЕТЛАНЫ МАХЛИНОЙ)
«В первую очередь семиотика непосредственно необходима
философам и культурологам. И это понятно из описания свойств и характера изучаемой науки. Без осмысления науки семиотики в современных условиях занятия этой дисциплиной практически невозможно.
Понятно, что семиотика необходима психологам. Одним из ярких представителей психолингвистики, семиотики психологической деятельности является известный ученый
Т. В. Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Понятно, что в эпоху постмодернизма современное искусство прибегает к терминологии семиотики, и сегодня не только искусствоведческие труды, но и сами художественные произведения и их объяснение творцами используют семиотическую терминологию.»
Слайд 17
CURRICULUN VITAE
http://www.genlingnw.ru/person/Chernigovskaya.htm
Татьяна Владимировна Черниговская (род. 7 февраля 1947, Ленинград, СССР) — российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Заслуженный деятель науки РФ ( 2010). По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация " "Психолингвистика" (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ).
Слайд 18
Родилась в Ленинграде. Закончила отделение английской филологии филологического
факультета Ленинградского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики.
До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем (ведущий научный сотрудник). Заместитель директора НБИК Центра Курчатовского института.
Слайд 19
Читает курсы «Психолингвистика,» «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и
мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов
СПбГУ, Смольного института свободных искусств и наук, а также для аспирантов Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Неоднократно была приглашённым лектором в крупнейших университетах США и Европы, координатором международных симпозиумов.
Вела цикл телевизионных передач на канале «Культура» — «Звёздное небо мышления», «Покажем зеркало природе...» и «Петербург — Пятый канал» — «Ночь», рубрика «Интеллект».
Слайд 21
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА
Философская мысль в Средние века была представлена
многими направлениями. Среди них на особом месте стоит средневековая
схоластика, кратко соединившая в себе христианское религиозное мировоззрение и наследие античной философии.
Схоластика (название с латинского языка переводится как
школа) – существовавшая в период с 11 по 14 века в
Европе философия, которая пыталась логически объяснить
смысл Священного Писания.
Слайд 22
Сам термин появился достаточно давно, его применяли еще
во времена Римской империи.
Отличительной чертой схоластики было скрупулезное изучение
вопроса с рассмотрением всех возможных возражений, и применение логики Аристотеля.
Основные проблемы, которые пыталась решить средневековая схоластика, это:
1. доказательства существования Бога;
2. соотношение религиозной веры с идеями человеческого разума (проблема веры и знания).
Слайд 23
Пастулаты схоластики
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ЗНАТЬ О
МИРЕ, УЖЕ СОДЕРЖИТСЯ В БИБЛИИ.
ЗАДАЧА НАУКИ - С ПОМОЩЬЮ
ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ И ЗНАНИЯ ТЕКСТА БИБЛИИ ДОКАЗАТЬ ИСТИННОСТЬ УЧЕНИЯ ЦЕРКВИ
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НЕ НУЖНЫ, ДАЖЕ ВРЕДНЫ, ВЕДЬ ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА ЛЕГКО ОБМАНУТЬ
Слайд 24
OMNE QUOD HABET PRINCIPIUM ET FINEM HABET
Упадок схоластики
намечается в 14 веке, а в 15 она уступает
место новым философским учениям – реализму и номинализму.
Схоластика сыграла большую роль в развитии западной
культуры,
поскольку сохранила наследие античных философов и внесла
огромный вклад в развитие логики и других областей науки.